Век назад на берегах Днепра завязывался узел, который мы развязываем до сих пор

СНОБИстория

Что доводит до Киева. 100 лет советско-польской войне

Век назад на берегах Днепра завязывался тот узел, который мы пытаемся развязать до сих пор

Станислав Кувалдин

0:00 /
921.913
228f545e4fa106f7eeb23065988a8dc323e352cb6284100df7ec4e8423d56310.jpg
Польско-украинские войска вступают в Киев, 1920. Фото: Wikimedia Commons

Мы давно привыкли ассоциировать май с Днем Победы, на долгие десятилетия определившим судьбы стран и народов Европы. На этом фоне напоминание о других майских победах — оказавшихся эфемерными, но в момент своего переживания казавшихся триумфаторам небывалым историческим свершением — может показаться несерьезным.

Тем не менее именно 9 мая в отсутствие привычных парадов можно было вспомнить о 100-летии еще одного примечательного шествия. В 1920 году в Киеве состоялся совместный парад польских войск и вооруженных сил Украинской Народной Республики (УНР) — спустя несколько дней после того, как польская армия вошла в город. Это было одной из кульминаций советско-польской — или польско-большевистской, как ее традиционно принято называть в польской историографии — войны, тем смелым рывком Польши на восток, за которым спустя считаные недели последовал столь же стремительный откат на польские земли, движение Красной армии к Варшаве и ее катастрофическое поражение у ворот польской столицы уже в августе 1920 года. В каком-то смысле именно в те годы в треугольнике Россия — Украина — Польша зарождались те модели отношений, которым суждено в разных формах воспроизводиться вплоть до сегодняшнего дня.

0044aafe703dbbb0ff2dea6b4cfbe6ce5291d9c4d400ebcc7aaf070574f1b6b6.jpg
Парад польской армии и вооруженных сил УНР в Киеве, май 1920. Фото: Wikimedia Commons
fc0de483032b02d07ce5bc3ac8df891af94d7dde9be6978d28a343ebae97f507.jpg
Фото: Wikimedia Commons
a65f1755ad82faf335534407a86521f5b24040505214e663a102e1cf920eb2ff.jpg
Фото: Wikimedia Commons

Советско-польскую войну в России традиционно представляют как серию быстро сменивших друг друга картинок поздней весной и летом 1920 года: наглый бросок поляков на Киев (об их украинских союзниках в этом случае обычно забывают), не объяснимый ничем, кроме излишних амбиций, а затем решительный удар Красной армии по захватчикам, наступление на Львов и Варшаву и финальный крах, среди последствий которого уже в постсоветскую эпоху стало популярно выделять судьбу польских красноармейцев в польском плену. Однако узоры этого кровавого калейдоскопа начали меняться не весной 1920 года и, наверное, в том или ином виде состоявшееся столкновение оказывалось неизбежным просто из-за того хаоса, в который погрузилась бывшая территория Российской империи в 1917 году. На пространстве рухнувшей державы, где противостояли друг другу разные политические и национальные силы, теперь не было признанных границ, а также безусловно признаваемых миром государственных образований. Когда в первозданном хаосе начали образовываться более или менее оформленные центры силы, Польша и Россия — точнее, политические сущности, говорившие от их имени и контролировавшие соответствующие материальные и военные ресурсы, — оказались теми субъектами, которые неизбежно должны были выяснить отношения силой прежде, чем прийти к более или менее устраивающему их соглашению. Предметом же такого соглашения оказывались обширные пространства, лежащие между этническими границами обеих стран, в том числе Украина, чьи претензии на полностью самостоятельное существование не готовы были признать ни Варшава, ни большевистское правительство в Москве, ни тем более стремящиеся уничтожить это правительство силы «белой» России.

Борьба частично признанных правительств, государственных и военных образований в условиях государственного вакуума отчасти напоминала ситуацию, которую сейчас можно видеть в ближневосточных конфликтах. Каждый из участников этой сложной борьбы только появился на исторической арене и в каком-то смысле участвовал в творении нового мира, а потому не чувствовал привычных ограничений, какие бывали в войнах между «старыми» государствами.

Польша, чью государственную самостоятельность после окончания Первой мировой Европа готова была признать, на тот момент существовала не как прочное государство, а, скорее, как национально-политический принцип. Несмотря на формирующиеся атрибуты государства в виде правительства, парламента и армии, а также признание со стороны европейских держав и поддержку большинства польского общества, у Польши не было твердых границ — прежде всего, восточных. При этом не было и какой-то гарантии, что эти границы появятся и будут стабильны с учетом того, что в это время творилось на Востоке и, прежде всего, в Москве.

a0b5e47d39a2ae6544c717e4370231b2c61f627e0691c553a0499acfed4327c3.jpg
Юзеф Пилсудский, 1919. Фото: United States Library of Congress

Юзеф Пилсудский, получивший в возрождающейся Польше диктаторские полномочия «начальника государства», считал, что страна, помещенная между Москвой и Берлином, может сохранить свою независимость и самостоятельность только в том случае, если окажется достаточно сильной и при этом сможет отодвинуть Россию как можно дальше на восток. Решением этой задачи он считал создание федерации из стран и народов, лежащих между Россией и Польшей. Варшава должна была заменить Петроград и Москву и стать центром притяжения для белорусов, украинцев, литовцев и, возможно, других балтийских народов. С мнением самих этих народов собирались считаться постольку-поскольку. Польша — страна с существовавшей государственной традицией, к тому же в прошлом уже владевшая указанными территориями, которые теперь едва ли могли выжить самостоятельно, без внешней поддержки и гарантий. Альтернатива ориентации на Москву, тем более большевистскую, устраивала далеко не всех. А при помощи доброго слова и собственного войска в эти годы казалось возможным осуществить многое.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Хатуля Авсаджанишвили Хатуля Авсаджанишвили

Прогноз фэшн-директора Хатули: кризис научит нас разговаривать друг с другом

Собака.ru
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Долой застой! Долой застой!

Временные отеки и «мешки» под глазами бывают у всех – от избытка соли или воды

Лиза
Мячи мечты Мячи мечты

Актрисе Валерии Шкирандо удалось улучшить эротическую съемку в мужском журнале!

Maxim
Как работает сила воли Как работает сила воли

Важные научные исследования, которые меняют наше представление о силе воли

Esquire
Сотворение Де Ниро Сотворение Де Ниро

Корреспондент Esquire отправился на встречу с Робертом Де Ниро

Esquire
Яхта, перелеты из Москвы в Лондон и пилатес: где и как прячутся от пандемии российские миллиардеры Яхта, перелеты из Москвы в Лондон и пилатес: где и как прячутся от пандемии российские миллиардеры

Богатейшие предприниматели рассказали Forbes о своей жизни в изоляции

Forbes
Промеж глаз: как устроены рогатки для профессионалов Промеж глаз: как устроены рогатки для профессионалов

Рогатка - одно из новых типов оружия, ведь резину человек освоил позже пороха

Популярная механика
Как включить самообладание: правило 90 секунд Как включить самообладание: правило 90 секунд

Можем ли мы выбирать, как реагировать на раздражающие обстоятельства?

Psychologies
Зрим в корень! Зрим в корень!

Дизайнер интерьера Анастасия Комарова делится секретами сервировки стола

SALON-Interior
Что там, в Что там, в

Проблемы первого года брака и как все это пережить

Cosmopolitan
Почему исследования в пользу «жаворонков» в корне не верны Почему исследования в пользу «жаворонков» в корне не верны

Книга, где развенчиваются мифы о «жаворонках» и «совах»

СНОБ
Окончательная победа США: как Россия безнадежно отстала от Америки в космической гонке Окончательная победа США: как Россия безнадежно отстала от Америки в космической гонке

Запуск Crew Dragon знаменует начало века Pax Americana в космосе

Forbes
Запрещенный прием: эффект Запрещенный прием: эффект

Как за короткое время добиться эффекта "дорогой" и ухоженной кожи

Cosmopolitan
Дональд Гловер — Childish Gambino, сценарист, комик? 5 ипостасей артиста Дональд Гловер — Childish Gambino, сценарист, комик? 5 ипостасей артиста

Кто же такой этот Дональд Гловер?

Esquire
Можно ли «испортить» ребенка? Можно ли «испортить» ребенка?

Стремление «не испортить ребенка» не соответствует родительским задачам

Psychologies
Новое дело Новое дело

Осваивай востребованные профессии, не выходя из дома

Лиза
Разговор с онкологом: правила продуктивного диалога Разговор с онкологом: правила продуктивного диалога

Самое главное в лечении тяжелого заболевания — найти общий язык со специалистом

Psychologies
«Я не повторю ошибок моих родителей»: как при таком подходе не наломать дров «Я не повторю ошибок моих родителей»: как при таком подходе не наломать дров

Воспитывая нас, родители допустили немало ошибок

Psychologies
5 новых книг об искусстве, которые стоит прочитать 5 новых книг об искусстве, которые стоит прочитать

Пять книг, которые помогут вам открыть новые области в мире искусства

Esquire
Сверхтяжёлый трофей: танк, ни разу не вступивший в бой Сверхтяжёлый трофей: танк, ни разу не вступивший в бой

Немецкий танк Pz.Kpfw. Maus оставил заметный след в истории танкостроения

Популярная механика
Как прекратить самобичевание Как прекратить самобичевание

Стоит совершить ошибку, и строгий внутренний голос начинает нас отчитывать

Psychologies
10 лучших боевиков за всю историю 10 лучших боевиков за всю историю

Самые шумные, влиятельные и сумасшедшие фильмы

Esquire
Трихолог — о способах борьбы с выпадением волос Трихолог — о способах борьбы с выпадением волос

Как справиться с облысением?

РБК
Родом из детства Родом из детства

Просторный, гостеприимный дом для большой семьи

SALON-Interior
Стойте, полиция! Как женщине путешествовать по Ирану в одиночку Стойте, полиция! Как женщине путешествовать по Ирану в одиночку

Исторические места Древняя Персия, нефтяные месторождения и остров Киш

Forbes
Авантюры, джаз и Америка 1920-х: публикуем фрагмент романа «Исповедь моего сердца» Джойс Кэрол Уотс Авантюры, джаз и Америка 1920-х: публикуем фрагмент романа «Исповедь моего сердца» Джойс Кэрол Уотс

Отрывок из саги о семье авантюристов, мошенников и жуликов

Esquire
Хорошее дело Хорошее дело

Для четырех наших героинь помощь другим стала делом жизни

Cosmopolitan
Пять минут — не опоздание. Почему русские и иностранцы по-разному планируют свое время Пять минут — не опоздание. Почему русские и иностранцы по-разному планируют свое время

Как составлять расписание и распределять время в общении с зарубежными коллегами

Forbes
Открыть в приложении