Что писали в «дорожных» книгах 1950-х и 1960-х годов

АвтопилотАвто

Прочие опасности

По материалам советской печати

Сергей Шерстенников

Есть версия, что люди на глазах глупеют. Жизнь становится все проще. По крайней мере, в бытовом плане. И то, что бабушка делала на раз-два, например превращала с помощью двух металлических палочек зимнюю шапку в теплые носки, внучка, скорее всего, не сможет повторить и под угрозой отлучения от смартфона. У дедушек свои суперспособности. Особенно их много у «дедушек» за рулем – тех, кто научился управлять машиной еще в прошлом веке. Тогда водить автомобиль было делом для посвященных. Требовались знания, передаваемые с помощью книг. У нас на обзоре «дорожные» книги 1950-х и 1960-х годов. Сегодня так подробно, доверительно, порой неожиданно откровенно уже не пишут.

О сложности работы шофера

Червонский И.П. Несчастные случаи на улице и их предупреждение. М.: Медгиз,1957.

Описываемая книга, как следует из названия, рассказывает вовсе не о трудностях работы шофера, а о ДТП с пострадавшими. «В больших городах нашей страны принимаются все меры для борьбы с несчастными случаями на улицах». Но не думайте, что так во всем мире. «Совсем иную картину мы видим в капиталистических странах, где все подчинено частновладельческим интересам, где здоровье и жизнь трудящихся являются предметом купли-продажи», в то время как «в нашей стране жизнь человека ценится дороже всего».

Наверное, вы видели художественные фильмы 1950-х годов. И они вам запомнились широченными проспектами, по которым тащатся малочисленные «ЗИМы», «Победы» и «Волги». Просто рай для водителя. Но из того времени картина видится иной. «16–18 часов в сутки центральные улицы Москвы запружены потоками автомобилей, троллейбусов, трамваев и пешеходов… Работа шофера трудна и ответственна. Встречаются, конечно, и среди шоферов малокультурные люди, позволяющие себе „пугнуть“ пешехода, превысить дозволенную скорость или сесть за руль в нетрезвом виде. Но такие шоферы быстро попадают в руки бдительных сотрудников ОРУД и надолго, если не навсегда, теряют водительские права. Основная масса городских шоферов работает очень добросовестно. Незнающему человеку даже трудно представить себе, какую тяжелую и нервную работу они несут на улицах большого города. Шофер должен все время зорко смотреть во все стороны (при помощи особого зеркала в кабине) и, соответственно обстановке, управлять одновременно рулем, тормозами, ручкой переключения скоростей… Водитель обязан также учитывать состояние дороги, по которой он едет. Дорога может быть плотной, мягкой, сухой, мокрой, заснеженной, обледенелой: на ней могут быть ямы, кучи мусора, острые предметы и т.д. Во всем нужно ориентироваться быстро, оперативно, на ходу. Таким образом, от шофера, сидящего за рулем, требуется постоянное и напряженное внимание к машине и окружающей обстановке. Малейшая рассеянность – и авария неизбежна».

Да, несчастные случаи в СССР есть, но их виновниками часто бывают сами пострадавшие. Далее следует разбор отдельных, как говорят сегодня, кейсов. «Сергеев Николай Павлович. 38 лет. Место несчастного случая: Самотечная площадь. Диагноз: травматическая ампутация левого бедра, опьянение. Упал с трамвая». Автор задается вопросом: «Какая жизненная драма кроется за этими сухими протокольными строками?» И рассказывает, что произошло с отцом двоих детей, бухгалтером издательства. «В 6 часов вечера по окончании работы Николай Павлович с приятелем, счетоводом того же издательства, зашли в пивной зал. Посидели с часок и выпили полдюжины бутылок пива…» После бара герой повествования, «слегка пошатываясь, пошел по магазинам». Потом пытается сесть в переполненный трамвай – «трезвый человек сразу бы сообразил, что в этот вагон, да еще с покупками, сесть не удастся». В итоге не удержался на подножке. «Сергеев, конечно, будет еще работать. Бухгалтер может работать и без ноги. О нем позаботится и администрация, и местком, и отдел социального обеспечения. Но ничто не исправит случившегося с ним».

Об опасности переживаний

Зорин В.С. Шоферу-любителю о мерах безопасности. М.: Московский рабочий, 1960.

Кардинальным образом с 1950-х поменялись свойства топлива и технических жидкостей. «Большую опасность представляет этилированный бензин – красноватого цвета, с характерным острым запахом… этилированный бензин обладает ядовитыми свойствами. При заправке автомобиля шофер-любитель и заправщик обязаны находиться с надветренной стороны, чтобы не вдыхать паров бензина». Этилированный бензин в России запрещен с 2003 года, а с прошлого года прекратилось его промышленное производство во всем мире. Как выяснилось, ядовитая присадка влияла не только на здоровье людей, но и на уровень преступности, повышая уровень агрессии в обществе.

Так получилось, у нас еще одна книга ужасов. Посыл ее прост. «Автомобильная промышленность Советского Союза каждую минуту выпускает автомобиль. В нашей стране быстро растет автомобильный парк, увеличивается число владельцев индивидуальных легковых автомобилей, шоферов-любителей. Многие из них впервые садятся за руль… Отсутствие необходимых навыков в обращении с автомобилем… зачастую приводит к несчастным случаям».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Горе без ума Горе без ума

Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности

Вокруг света
Язык цветов: как выразить свое отношение к человеку при помощи растений Язык цветов: как выразить свое отношение к человеку при помощи растений

Язык цветов крайне важен при выборе подарочного букета

ТехИнсайдер
Неизведанный Байкал Неизведанный Байкал

Факты о Байкале, которые мало кто знает

Наука и жизнь
Дело не в лени: 7 признаков того, что стоит обсудить отсутствие энергии со специалистом Дело не в лени: 7 признаков того, что стоит обсудить отсутствие энергии со специалистом

Все ли, что кажется ленью, — действительно лень? И стоит ли ругать себя за нее?

Psychologies
Зёрна в хлебе Зёрна в хлебе

В России с самых давних времён любили вкус ржаного хлеба

Наука и жизнь
Родословная человечества, улыбка эволюции и несколько видов людей: лучший нон-фикшн об антропологии Родословная человечества, улыбка эволюции и несколько видов людей: лучший нон-фикшн об антропологии

Захватывающие произведения от эволюционных биологов и антропологов

ТехИнсайдер
История купальника: как борьба за право раздеться привела к обратному результату История купальника: как борьба за право раздеться привела к обратному результату

Раньше женщинам запрещали раздеваться, а теперь — одеваться

Forbes
Старый Голливуд Старый Голливуд

Американская классика в стилистике Ralph Lauren

SALON-Interior
Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Каждый справится: 10 комнатных растений, которые практически не нуждаются в уходе Каждый справится: 10 комнатных растений, которые практически не нуждаются в уходе

Растения, которые может себе позволить даже тот, кто часто уезжает из дома

ТехИнсайдер
Встреча с Бенджамином Встреча с Бенджамином

Мы познакомились с Бенджамином в петербургском метро

Правила жизни
Калуга: Город мастеров Калуга: Город мастеров

С одной стороны – космос и технологии, с другой – ремесла и сохранение традиций

Лиза
Присвоение истории Присвоение истории

«Три тысячи лет желаний»: Джордж Миллер экранизирует Антонию Байетт

Weekend
Искусство Искусство

Оправившись от пандемии, арт-мир провозглашает новые ценности

Robb Report
Отличные фильмы Киану Ривза, которые ты мог забыть или не видел Отличные фильмы Киану Ривза, которые ты мог забыть или не видел

Культурная программа для вечера, посвященного Киану Ривзу

Maxim
Диета для нервов: как питаться во время стресса Диета для нервов: как питаться во время стресса

Какие продукты повышают тревожность, а какие, наоборот, помогают успокоиться

Правила жизни
Болезнь куру: что это за заболевание и как оно передаётся. Вы ужаснетесь! Болезнь куру: что это за заболевание и как оно передаётся. Вы ужаснетесь!

В Новой Гвинеи живет народ Форе: долго об их существовании никто не знал

ТехИнсайдер
Австралийцы обнаружили древнейшие сердца возрастом 390-370 миллионов лет. Это сердца панцирных рыб Австралийцы обнаружили древнейшие сердца возрастом 390-370 миллионов лет. Это сердца панцирных рыб

Первые сердца принадлежали древним рыбам плакодермам

N+1
Лучшие научно-популярные книги о человеке Лучшие научно-популярные книги о человеке

Пожалуй, ни одно существо на свете наука не изучала так подробно, как человека

ТехИнсайдер
Между мирами Между мирами

О том, что дает «работа горя», делится доула Саша Леа Адина Уикенден

Seasons of life
Хорошее начало. 7 фруктов, которые лучше всего есть на завтрак Хорошее начало. 7 фруктов, которые лучше всего есть на завтрак

Эти фрукты зарядят тебя энергией с самого утра и дадут ощущение сытости

Лиза
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Беречь вещи, продлевать им жизнь, реже покупать новые – разумный подход

VOICE
5 колоссальных мегапроектов СССР, которые в итоге так и не достроили 5 колоссальных мегапроектов СССР, которые в итоге так и не достроили

Великие колоссы СССР, так и не дождавшиеся славы

ТехИнсайдер
Почему при лобовых столкновениях пассажиры чаще выживают в более дорогих автомобилях? Почему при лобовых столкновениях пассажиры чаще выживают в более дорогих автомобилях?

Действительно ли дорогие автомобили более безопасные?

ТехИнсайдер
Как читать «Двенадцать» Блока Как читать «Двенадцать» Блока

Как Александр Блок относился к революции и в чем его упрекали современники

Культура.РФ
5 способов развить чувство юмора, чтобы меньше нервничать 5 способов развить чувство юмора, чтобы меньше нервничать

В ситуации эмоционального напряжения юмор — отличное и недооцененное средство

Psychologies
Нужен сооснователь-мужчина: как женские стартапы привлекают инвестиции Нужен сооснователь-мужчина: как женские стартапы привлекают инвестиции

Инвесторы все чаще включают женские проекты в свои пайплайны

Forbes
По следам «Арматы» По следам «Арматы»

Мир бросился создавать новые танки

ТехИнсайдер
Почти половину смертей от рака можно предотвратить Почти половину смертей от рака можно предотвратить

Почти 50% смертей от рака во всем мире вызваны предотвратимыми факторами риска

ТехИнсайдер
Чем современные автомобили опаснее старых Чем современные автомобили опаснее старых

Насколько современные автомобили опасны?

Maxim
Открыть в приложении