Как живется и работается московским таксистам

АвтоМирАвто

Личный опыт

Тяжела и неказиста

Эксперимент на себе: редактор «АвтоМира» прочувствовал, как живется и работается московским таксистам и теперь знает, с чего лучше начать, если хочешь зарабатывать извозом в столице

Времена, когда пассажирам нужно было звонить в диспетчерские и упрашивать неприветливых сотрудниц прислать машину, прошли. Собственные диспетчерские таксопарков постепенно отмирают и занимаются в основном распределением заказов от юридических лиц. А большая часть заказов водителю такси приходит через агрегаторы – компании, которые не имеют собственного парка машин, а являются посредниками между пассажиром и водителем.

Для того, чтобы работать в Москве таксистом, нужно не так много. Нужен автомобиль – технически исправный, подходящий под критерии агрегатора по классу и возрасту. Нужна лицензия на осуществление деятельности. Получить ее – не такая большая проблема, но если вы собираетесь работать частным образом, на своей машине, а не на машине таксопарка, вам нужно будет открыть ООО или ИП, от имени которого будут осуществляться перевозки, и собрать пакет документов. Лицензия на работу в такси выдается на 5 лет, а все этапы ее оформления обойдутся примерно в 5 тысяч рублей. Если вы хотите ездить по полосам, предназначенным для общественного транспорта, придется перекрасить автомобиль в желтый цвет или обтянуть его пленкой. Это стоит уже от 20 тысяч рублей. Также необходимо наличие фонаря на крыше и шашек на передних дверях. Наконец, понадобятся бланки строгой отчетности. Предоставление услуг без этих бланков наказывается штрафом.

Если все это будущему таксисту кажется слишком сложным и хлопотным, он может взять машину в аренду в одном из многих московских таксопарков. Именно так я и сделал. Гражданство РФ и 3 года опыта вождения – обязательные условия во многих таксопарках, хотя в некоторых организациях и на это закрывают глаза.

Аренда или зарплата?

Существует несколько основных схем работы. Первая – чистая аренда (но она встречается нечасто) и ее разновидность – аренда с обязательством работать через диспетчерскую таксопарка и получать заказы от агрегаторов тоже через нее. Вторая схема – все заказы вам будет предоставлять диспетчерская автопарка, но и аренду вы платить не будете. Третья – зарплатная, вы устраиваетесь водителем в таксопарк и получаете фиксированный (но небольшой) процент от выполненных заказов, а все расходы, включая оплату топлива (но зачастую исключая мойку), берет на себя компания.

Со второй и третьей схемами более или менее все понятно – вы привязаны к определенной компании и просто работаете водителем. При этом можно отдельно говорить о корректности удерживаемых процентов, ведь часто получается, что это не заявленные 50/50, а 30/70 – и не в вашу пользу, а при этом все расходы также ложатся на ваши плечи.

Если вы решили рискнуть и выбрали аренду, то все расходы – за ваш счет. Какие это расходы? Для начала нужно выбрать класс арендуемого автомобиля: «Эконом», «Комфорт», «Комфорт+» или «Бизнес». Если вы выберете класс «Бизнес», то, чтобы начать работать и зарабатывать, понадобится «подушка безопасности» в 60-70 тысяч рублей на первый месяц. Для класса «Комфорт+» эта сумма составляет 35 тысяч, 15 тысяч – для «Комфорт»класса, 5 тысяч рублей нужно иметь в запасе для работы на автомобиле класса «Эконом». Вы не с первого дня работы начнете зарабатывать – для того, чтобы привыкнуть и разобраться в системах заказов, нужно время. А время – это деньги за аренду автомобиля и прочие расходы.

Потом нужно выбрать агрегатор заказов. Если вы решите работать на планшете, предоставляемом компанией-арендодателем автомобиля, то, скорее всего, там уже будут установлены программы от агрегаторов, партнером которых является таксопарк. Если же захотите самостоятельно выбирать агрегаторы, то первое, что вам нужно выяснить, не брендирована ли ваша машина под какого-то из них. Агрегаторы не любят, когда по их заказам ездят машины с символикой другой компании. Так что если автомобиль брендирован, то либо вы работаете только с этим агрегатором, либо выбираете другой таксопарк, где машины носят символику таксомоторной компании.

Подключаясь к любому из агрегаторов, вы будете обязаны сдать экзамены по его стандартам. Обычно проверяют знание географии и русского языка, а также предлагают пройти психологический тест. Некоторые смотрят и на знание ПДД. По итогам водителю такси присваивают рейтинг, который влияет на количество заказов и на положение в очереди на заказы.

Если вы хорошо водите машину, большинство ваших клиентов поставят вам хорошие оценки и ваш рейтинг будет на высоком уровне. Агрегаторы всегда смотрят на рейтинг при распределении заказов: если водитель с более высоким рейтингом будет находиться дальше от клиента, чем вы, заказ все равно получит он, а не вы. Старайтесь принимать все заказы – низкий коэффициент принятия заказов может даже привести к блокировке вашего аккаунта

Как выбрать агрегатор?

«Яндекс.Такси», Gett, Uber – все хороши, но каждый по-своему. Если вы предпочтете «Эконом-класс», то «ЯндексТакси» будет лучшим выбором. Большинство водителей, взявших в аренду автомобили класса «Комфорт», работают по заказам эконом-тарифа «Яндекс. Такси», по их классу просто недостаточно заказов. В Gett и Uber большинство заказов выполняется на автомобилях класса «Комфорт», но между этими агрегаторами есть большая разница в среднем чеке. В Gett больше средний чек, а в Uber больше заказов и меньше время простоя, но и общий пробег по итогам дня больше. Есть и другие агрегаторы – «Максим», «Везет», «Таксик» – но их доля на московском рынке ничтожно мала. Это не означает, что с ними не нужно работать, просто не стоит рассчитывать на нормальный заработок, работая только с ними.

Яндекс использует свои собственные карты для расчета маршрута, Gett и Uber пользуются картами Google, которые путают стороны дороги и не знают многих внутридворовых проездов. Так что стоит пользоваться альтернативными навигаторами при прокладывании маршрута к клиенту

Если работать внутри МКАД и не лениться, то за 16-часовой день на «Эконом-классе» можно заработать 3-5 тысяч рублей, на «Комфорт-классе» – 5-7 тысяч рублей, а на классе «Комфорт+» и «Бизнес» – до 8-10 тысяч рублей «чистыми». Ключ к успешному заработку – работа на несколько диспетчерских и агрегаторов одновременно. Любой из них постарается создать для вас цепочку заказов, следующих один за другим и уменьшающим время простоя. Но в какой-то момент наступит перерыв: либо вы уедете в зону, где мало заказов, либо встанете в пробку «в другую сторону» от заказов. Очень часто, когда у одного из агрегаторов заказов мало, они есть у другого. Так, в часы обеда часто «проседает» Яндекс, а Uber при этом заставляет вас дымиться от количества заказов.

Все еще хотите влиться в ряды московских таксистов? Постарайтесь оценить свои силы трезво до того, как приступать к делу. Работать без остановки 14-16 часов в сутки, проезжая по 300-400 километров по московским пробкам? Нести все расходы, связанные с выполнением заказов, платить за аренду автомобиля, автомойку, парковку, проезд по платным дорогам? Если да, то «ни гвоздя, ни жезла!»

Текст: Георгий Вершинский
Фото: Георгий Вершинский, Екатерина Квашенкина/ Burda Media, пресс-служба правительства Москвы

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большие колеса Большие колеса

Новости мира коммерческого транспорта

АвтоМир
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом Презумпция виновности: почему Иран оказался под ударом

Чем Иран навлек на себя гнев западной цивилизации?

Монокль
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты Объект, обнаруженный на краю Солнечной системы, бросает тень на существование Девятой планеты

Чем уникален седноид на краю Солнечной системы, получивший прозвище «Аммонит»

Inc.
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Пар костей не ломит Пар костей не ломит

История русской бани и опыт, который пригодится и сегодня

Лиза
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы Обнаружено, что верблюжье молоко уменьшает тяжесть астмы

Как употребление верблюжьего молока снижает тяжесть астмы

ТехИнсайдер
В палеолитическом пещерном святилище впервые нашли голубые краски В палеолитическом пещерном святилище впервые нашли голубые краски

Люди эпохи верхнего палеолита пользовались красками голубых оттенков

N+1
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах

Дети и подростки, которым исполняется около 15 лет, уже зарабатывают деньги

Forbes
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье» Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье»

Музыкант Кассета — о специфике работы с другими испольнителями

Forbes
Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают

Как разумно регулировать свое поведение в соцсетях и в обращении с технологиями

Forbes
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Диагнозы не горят Диагнозы не горят

Новый детективный сериал видного сценариста Денниса Лихейна «Дым»

Weekend
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Пример заразителен Пример заразителен

Как гаджеты могут стать наркотиком и почему их не стоит обвинять во всех бедах

Правила жизни
55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки 55 и вперед: как «серебряное поколение» адаптируется под новые карьерные треки

Как «серебряное поколение» адаптируется к новым карьерным реалиям

Forbes
Открыть в приложении