Автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка

АвтоМирАвто

Актуальная тема

ОСАГО: кто остался не у дел?

Поправки о натуральном возмещении в ОСАГО вступили в силу в конце апреля. Прошло два месяца, но говорить даже о первых результатах можно будет еще не скоро. Более того, по итогам этого года обязательная автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка. Как же так?

Когда поправки о натуральном возмещении в ОСАГО только принимались, Российский союз автостраховщиков уверял, что новая система поможет побороть хроническую убыточность в «автогражданке». Однако, похоже, не вышло. «В первом квартале этого года мы собрали около 90 млрд. руб., а выплатили около 100 млрд. руб. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает иметь страховщиков. Если все посчитать, страховщики к концу этого года должны принести минус 21 млрд. руб.», – говорит теперь президент РСА Игорь Юргенс. Как так?

С чего все начиналось?

Еще прошлой весной Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать предложения по модернизации системы ОСАГО, чтобы сделать ремонт основным видом выплат. По замыслу чиновников, этот механизм должен был стать средством для борьбы с недобросовестными автоюристами.

Однако утвержденный вариант закона быстро нажил неприятелей. Проблемы возникли у всех – и у страховщиков, и у СТОА, и у автовладельцев.

Так, «в финальной версии закона появились жесткие требования, существенно ограничивающие количество станций-партнеров, которые могут быть использованы страховщиками для организации ремонта», – сообщают в пресс-службе РСА.

В 2015 году 43% всех страховых выплат были получены автоюристами. В прошлом году доля таких компенсаций и вовсе превысила 50%. Но среди автоюристов нередко встречаются мошенники, для которых страховые махинации – один из главных источников дохода

Также теперь четко обозначен предельный срок для проведения ремонтных работ. Он составляет 30 рабочих дней. В этом есть свои плюсы. Но и минусы тоже. С одной стороны, даже самый простой ремонт сервисмены вполне законно смогут растянуть на месяц. С другой – нужной детали может не быть в России. Соответственно, мастера не успеют починить машину. Наряду с этим поправки устанавливают минимальный гарантийный срок: полгода на восстановительные работы, год – на кузовные и лакокрасочные работы.

Но, пожалуй, самое «коварное» условие заключается в другом. Сотрудников автосервисов обязали использовать для ремонта только новые комплектующие, без учета износа автомобиля и его деталей. И не обманут!

«Потерпевший имеет право проверять ход работ, – объясняет Татьяна Федосеева, директор по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие». – Применение деталей б/у, восстановленных деталей, а также изменение технологии ремонта допускается только при письменном согласовании с клиентом».

В регионах, где починить машину по обновленному закону пока нет возможности, существенным образом ничего не изменится – перекупщики долгов продолжат действовать по уже отточенным схемам

Эти меры в итоге только усложнили жизнь страховым компаниям, ведь теперь именно они отвечают за качество работы автосервисов. Получив от клиентов две жалобы, страховщик рискует на год потерять право предоставления «натуральных» выплат по ОСАГО. Правда, Игорь Юргенс говорит, что «у нас есть достаточное количество людей, чтобы разобраться: эти две жалобы – реальность? Это тенденция? Действительно люди недовольны страховой компанией или это подстава?»

Еще один вопрос – где автосервисы будут брать новые и качественные детали по тем низким ценам, которые определены в единых справочниках ОСАГО? Скорее всего, как раз по этой причине пока не все СТОА готовы ремонтировать машины.

«Как таковая система возмещения восстановительным ремонтом для нас не нова. Мы до вступления в силу поправок к закону активно развивали натуральное возмещение ущерба. Но количество СТОА, готовых выполнить ремонт на условиях обновленного закона ОСАГО и новых требований, пока невелико. Это ограничивает возможности клиента в выборе СТОА» – рассказывает Татьяна Федосеева.

Вместе с тем не у дел остались некоторые автовладельцы из регионов. Причиной тому стал установленный 50-километровый радиус. Далеко не в каждом населенном пункте на таком расстоянии от места происшествия или места жительства потерпевшего можно найти хороший автосервис. И тем более – официальный. А ведь только там разрешили ремонтировать автомобили младше двух лет.

Согласно результатам всероссийского опроса «Автовладельцы об изменениях в законе об ОСАГО», проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 33% респондентов заявили о необходимости введения дополнительного контроля качества ремонтных работ. Еще 32% заявили, что считают удобной старую систему денежных выплат. О том, что натуральное возмещение само по себе удобно, но система требует доработок, заявил 21% автовладельцев

Кто уже поехал на ремонт?

Несмотря на существующие трудности, страховые компании постепенно начинают внедрять новые правила.

«Направление на ремонт за вторую и третью неделю июня получили более 800 человек. Это число уже сопоставимо с числом выплат по старой схеме. Закон заработал», – говорит официальный представитель компании «АльфаСтрахование». По состоянию на 22 июня, в СК «Согласие» на ремонт направили 228 клиентов. По словам Татьяны Федосеевой, это 52% от общего объема убытков по договорам, которые были заключены после 28 апреля. Немного больше – 250 человек – получили направление на ремонт от страховой компании «РЕСОГарантия».

«Пока жалоб нет ни в Центральный банк, ни в РСА по поводу ремонта. Но это абсолютно логично, потому что два месяца – недостаточный срок, – объясняет Игорь Юргенс. – Средняя частотность аварий по стране – около 6-7%. Плюс речь идет только о новых полисах, которые заключаются сейчас».

«Я столкнулся с другим явлением. Страховые компании, прикрываясь тем, что закон уже заработал, просто обманывают людей. Они выдают направление на ремонт, а потом требуют от страхователей доплату за износ, как это было раньше, – рассказывает специалист «Национальной юридической службы» Владимир Александров. – Страховщики говорят, что деньги уже не выплачивают и направляют вас на ремонт по новому закону. Потом люди приезжают, а с них требуют деньги. То есть фактически работает еще старый закон. С 28 апреля никаких доплат по новым договорам быть не должно, а в отношении старых полисов ничего не изменилось. Если страхователь оказался в подобной ситуации, выход у него один – писать на страховщика претензию с требованием о выплате деньгам».

Поскольку вступивший в силу закон распространяется только на те полисы, которые были оформлены после 28 апреля, в пресс-службе РСА считают, что позитивные последствия реформы должны проявиться не сразу, а лишь через год-полтора. Все-таки эксперты считают, что еще можно надеяться, что новые требования помогут «отфильтровать» слабые сервисные центры и послужат для них хорошим стимулом наконец-то привести все в порядок.

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look; Донат Сорокин, Роман Балаев/ТАСС; loraks/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Lada Vesta: Спорим до драки Lada Vesta: Спорим до драки

Совсем незаметно с момента старта ее производства минуло почти четыре года

АвтоМир
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Шоссе в никуда Шоссе в никуда

Самые живописные трассы мира, которые ждут отпечатков ваших шин

Men Today
5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов 5 сверхспособностей, которые станут доступны людям уже через 5 лет по версии футурологов

Какие «суперспособности» станут реальностью уже к 2030 году — и какой ценой?

Maxim
Следствие вели Следствие вели

Как множество специалистов не смогли выяснить все детали дела Кеннеди?

Дилетант
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом

Места, где за экологичное поведение туристы могут получить бонус

Forbes
Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала Загадочная смерть Дороти Хант, жены одного из ключевых участников Уотергейтского скандала

Трагедия Дороти Хант и ее связь с Уотергейтским скандалом

ТехИнсайдер
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
От золота к бриллиантам От золота к бриллиантам

Суперъяхта Diamond Binta — первая яхта, построенная на платформе T580

Y Magazine
Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Почему современный лифт — это больше чем транспорт

Inc.
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
В ответе за тех, в кого вложили В ответе за тех, в кого вложили

Новый кодекс ЦБ поможет институциональным инвесторам активнее влиять на компании

Ведомости
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил Чтобы не набрать лишнего. Шесть правил

6 правил, чтобы не поправиться в отпуске

Здоровье
Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают

Как разумно регулировать свое поведение в соцсетях и в обращении с технологиями

Forbes
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
Неандертальцы сделали ретушеры из костей пещерного льва Неандертальцы сделали ретушеры из костей пещерного льва

Неандертальцы изготавливали предметы из костей пещерных львов

N+1
Самовыражение в наклейке Самовыражение в наклейке

Платёжные стикеры популярны, но теряют шансы на рост

Ведомости
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Неандертальцы наследили на португальских пляжах Неандертальцы наследили на португальских пляжах

Археологи обнаружили на португальском побережье отпечатки ног неандертальцев

N+1
Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях Связь с народом: зачем медицинским чиновникам блоги в соцсетях

Насколько эффективно органы власти используют цифровую открытость?

Forbes
Открыть в приложении