Автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка

АвтоМирАвто

Актуальная тема

ОСАГО: кто остался не у дел?

Поправки о натуральном возмещении в ОСАГО вступили в силу в конце апреля. Прошло два месяца, но говорить даже о первых результатах можно будет еще не скоро. Более того, по итогам этого года обязательная автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка. Как же так?

Когда поправки о натуральном возмещении в ОСАГО только принимались, Российский союз автостраховщиков уверял, что новая система поможет побороть хроническую убыточность в «автогражданке». Однако, похоже, не вышло. «В первом квартале этого года мы собрали около 90 млрд. руб., а выплатили около 100 млрд. руб. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает иметь страховщиков. Если все посчитать, страховщики к концу этого года должны принести минус 21 млрд. руб.», – говорит теперь президент РСА Игорь Юргенс. Как так?

С чего все начиналось?

Еще прошлой весной Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать предложения по модернизации системы ОСАГО, чтобы сделать ремонт основным видом выплат. По замыслу чиновников, этот механизм должен был стать средством для борьбы с недобросовестными автоюристами.

Однако утвержденный вариант закона быстро нажил неприятелей. Проблемы возникли у всех – и у страховщиков, и у СТОА, и у автовладельцев.

Так, «в финальной версии закона появились жесткие требования, существенно ограничивающие количество станций-партнеров, которые могут быть использованы страховщиками для организации ремонта», – сообщают в пресс-службе РСА.

В 2015 году 43% всех страховых выплат были получены автоюристами. В прошлом году доля таких компенсаций и вовсе превысила 50%. Но среди автоюристов нередко встречаются мошенники, для которых страховые махинации – один из главных источников дохода

Также теперь четко обозначен предельный срок для проведения ремонтных работ. Он составляет 30 рабочих дней. В этом есть свои плюсы. Но и минусы тоже. С одной стороны, даже самый простой ремонт сервисмены вполне законно смогут растянуть на месяц. С другой – нужной детали может не быть в России. Соответственно, мастера не успеют починить машину. Наряду с этим поправки устанавливают минимальный гарантийный срок: полгода на восстановительные работы, год – на кузовные и лакокрасочные работы.

Но, пожалуй, самое «коварное» условие заключается в другом. Сотрудников автосервисов обязали использовать для ремонта только новые комплектующие, без учета износа автомобиля и его деталей. И не обманут!

«Потерпевший имеет право проверять ход работ, – объясняет Татьяна Федосеева, директор по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие». – Применение деталей б/у, восстановленных деталей, а также изменение технологии ремонта допускается только при письменном согласовании с клиентом».

В регионах, где починить машину по обновленному закону пока нет возможности, существенным образом ничего не изменится – перекупщики долгов продолжат действовать по уже отточенным схемам

Эти меры в итоге только усложнили жизнь страховым компаниям, ведь теперь именно они отвечают за качество работы автосервисов. Получив от клиентов две жалобы, страховщик рискует на год потерять право предоставления «натуральных» выплат по ОСАГО. Правда, Игорь Юргенс говорит, что «у нас есть достаточное количество людей, чтобы разобраться: эти две жалобы – реальность? Это тенденция? Действительно люди недовольны страховой компанией или это подстава?»

Еще один вопрос – где автосервисы будут брать новые и качественные детали по тем низким ценам, которые определены в единых справочниках ОСАГО? Скорее всего, как раз по этой причине пока не все СТОА готовы ремонтировать машины.

«Как таковая система возмещения восстановительным ремонтом для нас не нова. Мы до вступления в силу поправок к закону активно развивали натуральное возмещение ущерба. Но количество СТОА, готовых выполнить ремонт на условиях обновленного закона ОСАГО и новых требований, пока невелико. Это ограничивает возможности клиента в выборе СТОА» – рассказывает Татьяна Федосеева.

Вместе с тем не у дел остались некоторые автовладельцы из регионов. Причиной тому стал установленный 50-километровый радиус. Далеко не в каждом населенном пункте на таком расстоянии от места происшествия или места жительства потерпевшего можно найти хороший автосервис. И тем более – официальный. А ведь только там разрешили ремонтировать автомобили младше двух лет.

Согласно результатам всероссийского опроса «Автовладельцы об изменениях в законе об ОСАГО», проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 33% респондентов заявили о необходимости введения дополнительного контроля качества ремонтных работ. Еще 32% заявили, что считают удобной старую систему денежных выплат. О том, что натуральное возмещение само по себе удобно, но система требует доработок, заявил 21% автовладельцев

Кто уже поехал на ремонт?

Несмотря на существующие трудности, страховые компании постепенно начинают внедрять новые правила.

«Направление на ремонт за вторую и третью неделю июня получили более 800 человек. Это число уже сопоставимо с числом выплат по старой схеме. Закон заработал», – говорит официальный представитель компании «АльфаСтрахование». По состоянию на 22 июня, в СК «Согласие» на ремонт направили 228 клиентов. По словам Татьяны Федосеевой, это 52% от общего объема убытков по договорам, которые были заключены после 28 апреля. Немного больше – 250 человек – получили направление на ремонт от страховой компании «РЕСОГарантия».

«Пока жалоб нет ни в Центральный банк, ни в РСА по поводу ремонта. Но это абсолютно логично, потому что два месяца – недостаточный срок, – объясняет Игорь Юргенс. – Средняя частотность аварий по стране – около 6-7%. Плюс речь идет только о новых полисах, которые заключаются сейчас».

«Я столкнулся с другим явлением. Страховые компании, прикрываясь тем, что закон уже заработал, просто обманывают людей. Они выдают направление на ремонт, а потом требуют от страхователей доплату за износ, как это было раньше, – рассказывает специалист «Национальной юридической службы» Владимир Александров. – Страховщики говорят, что деньги уже не выплачивают и направляют вас на ремонт по новому закону. Потом люди приезжают, а с них требуют деньги. То есть фактически работает еще старый закон. С 28 апреля никаких доплат по новым договорам быть не должно, а в отношении старых полисов ничего не изменилось. Если страхователь оказался в подобной ситуации, выход у него один – писать на страховщика претензию с требованием о выплате деньгам».

Поскольку вступивший в силу закон распространяется только на те полисы, которые были оформлены после 28 апреля, в пресс-службе РСА считают, что позитивные последствия реформы должны проявиться не сразу, а лишь через год-полтора. Все-таки эксперты считают, что еще можно надеяться, что новые требования помогут «отфильтровать» слабые сервисные центры и послужат для них хорошим стимулом наконец-то привести все в порядок.

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look; Донат Сорокин, Роман Балаев/ТАСС; loraks/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Упал, очнулся – небоскреб! Упал, очнулся – небоскреб!

В Азербайджане есть чем заняться автомобильному туристу

АвтоМир
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Маслом не испортишь Маслом не испортишь

Компания «ЛУКОЙЛ» начала выпуск трансмиссионных жидкостей для электромобилей

Автопилот
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Большая Пысса хулигана Большая Пысса хулигана

История взлета и падения самой скандальной программы нулевых

Правила жизни
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Рай на террасе Рай на террасе

Обустраиваем место отдыха на садовом участке

Добрые советы
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Полис на взлет Полис на взлет

Как восстанавливается рынок туристического страхования

Деньги
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
Киловатты комфорта Киловатты комфорта

AVATR 11: электромощность, переведённая в комфорт

Y Magazine
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Акцент на глаза Акцент на глаза

Выбираем патчи для глаз на все случаи жизни

Лиза
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
Во II тысячелетии до нашей эры британское олово попало на Ближний Восток Во II тысячелетии до нашей эры британское олово попало на Ближний Восток

Во II тысячелетии до н. э олово поступало из Британии на Ближний Восток

N+1
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт Первый пошел: как Гарри Кейн одолел проклятие и заработал пожизненный контракт

Как Гарри Кейн наконец-то отметил свое первое завоевание

Forbes
Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор Причины таяния льдов Арктики. Астрономический фактор

Каковы причины таяния льдов Арктики и нынешнего потепления климата

Наука и жизнь
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Глаза водителя: при каком зрении не стоит садиться за руль, даже если врач разрешил Глаза водителя: при каком зрении не стоит садиться за руль, даже если врач разрешил

При каких недостатках зрения стоит добровольно отказаться от вождения?

ТехИнсайдер
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Открыть в приложении