Штрафы ужесточились, аварий стало меньше. И здесь есть прямая связь

АвтоМирАвто

Кошелек или жизнь

За последние 20 лет ситуация на российских дорогах сильно поменялась: штрафы ужесточились, аварий стало меньше. И здесь есть прямая связь!

Алексей Лучников

К 1998 году уровень смертности на дорогах приблизился к 30 тысячам погибших, хотя транспортный парк составлял смешные по нынешним меркам 31 миллион единиц автомобилей и мотоциклов

АвтоМир» начал выходить в начальной фазе процесса активной автомобилизации. За прошедшие два десятилетия парк страны вырос более чем на 80 процентов и по состоянию на начало 2018 года преодолел планку в 56,5 миллионов транспортных средств. Одной из негативных сторон этого процесса стала аварийность, которая приобрела, без преувеличения, масштабы национальной катастрофы: ущерб от дорожных инцидентов оценивается в 2 – 2,5% внутреннего валового продукта страны. Помимо лавинообразной автомобилизации свою роль сыграл и правовой нигилизм, процветавший в нашей стране на пороге смены тысячелетий, верховенство «понятий» над законом, не поспевающая за увеличением количества транспорта дорожная инфраструктура, ветхость основной части автопарка, высочайший уровень коррупции в госуправлении вообще и в ГАИ в частности, развал системы подготовки водителей и ряд других факторов. В результате к 2003 году смертность в дорожном движении достигла своего пика: в этот год на дорогах России погибло 35,6 тысяч человек!

Когда в Европе выросло количество автомобилей, аварийность была сопоставима с нашей. Но у европейцев было три десятилетия, чтобы принять меры

В числе отстающих

Ошибкой будет считать это «достижением» исключительно нашей страны. Сопоставимая в относительных показателях аварийность была характерна и для развитых европейских государств в период, когда на тысячу человек населения стало приходиться 200 – 300 автомобилей. Правда, случилось это на 2–3 десятка лет раньше, чем в России, что дало европейцам определенную фору. В результате целенаправленной работы, последовавшей за осознанием масштаба проблемы, им удалось снизить смертность и травматизм на порядок: сегодня на дорогах Евросоюза гибнет порядка 5 человек в пересчете на 100 тысяч населения. Лучший результат у Швеции, где этот показатель составляет 2,7. Для сравнения, в России – 13. Неужели нас это полностью устраивает? Нет, и об этом не раз говорили на самом высоком политическом уровне. Причем словами не ограничились. Ряд мер, увы, преимущественно непопулярных, позволил изменить ситуацию. Можно по-разному относиться к тому, что было сделано, но факт остается фактом: сегодня смертность на дорогах нашей страны по сравнению с пиковым 2003-м годом сократилась вдвое. И хотя более 19 тысяч человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях в прошлом году, – это все равно непозволительно много, за последние годы наметилась устойчивая тенденция к тому, чтобы дороги стали безопаснее. За всю свою историю «АвтоМир» внимательно следил за происходящими изменениями и знакомил с ними читателя. Давайте еще раз пройдемся по основным вехам этого пути.

В 1998 году указом президента России ГАИ была переименована в ГИБДД. Изменилась структура этой организации, была образована единая служба с централизованным управлением. Чуть позже реформы коснулись и системы подготовки водителей

Новые реформы

Итак, к 1998 году уровень смертности на дорогах приблизился к 30 тысячам погибших, хотя транспортный парк составлял смешные по нынешним меркам 31 миллион единиц автомобилей и мотоциклов. Именно тогда указом российского президента ГАИ была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Одновременно была изменена ее организационная структура, в результате чего образована единая служба, управляемая из центра. Позже на нее полностью возложили ответственность за безопасность на дорогах. В конце следующего, 1999-го года была начата реформа системы подготовки водителей и приема экзаменов на получение права управления транспортными средствами. Несмотря на обвинения в повышении коррупционноемкости всей системы, стать водителем стало сложнее. Забегая вперед, новый виток «закручивания гаек» стартовал 15 лет спустя – в 2014 году. Без наведения порядка в этой области не обойтись, ведь именно по вине водителей совершается 85% всех происшествий.

В Швеции на дорогах гибнет в среднем 2,7 человека на 100 тысяч населения. Не потому ли, что в этой стране давно приучили всех пристегиваться?
В 2006 году в РФ были серьезно пересмотрены нормы использования детских кресел. Десять лет спустя наказание для водителей, не использующих удерживающие устройства при перевозке детей, вновь ужесточили

По всей строгости

Следующей важной вехой стало принятие под занавес 2001-го и вступление в силу в 2002 году нового Административного кодекса, 12-я глава которого была полностью посвящена правонарушениям в области дорожного движения. От первоначальной редакции КоАП РФ вследствие активности нормотворцев на сегодняшний день мало что осталось, но то, что это ознаменовало новую эпоху в области правоприменения на дороге, факт. За прошедшие годы неоднократно ужесточались санкции за неиспользование детских кресел (2006 и 2016) и ремней безопасности (2008 и 2013), непропуск пешехода (2009, 2013 и 2017), выезд на встречную полосу (2010), проезд на запрещающий сигнал светофора (2011), превышение установленных ограничений скорости (последний раз в 2013 году), управление в состоянии опьянения (последний раз в 2014 году) и многое другое, что прямо или косвенно повлияло на дисциплину на дороге. Вопрос пьянства за рулем всегда был актуальным в нашей стране. Сегодня в среднем каждое десятое ДТП совершается водителем, находящимся в состоянии опьянения. Учитывая, что штат ГИБДД неуклонно сокращается, реальный заслон к дальнейшему распространению этой беды можно поставить лишь изобретая новые правовые механизмы и используя возможности пропаганды. Поэтому наряду с ужесточением санкций в рамках КоАП в 2014 году законодатель ввел уголовную ответственность для тех, кто не желает внять норме закона и голосу разума, повторно сев за руль пьяным. Тем не менее, только в прошлом году по новой статье 264.1 УК РФ было квалифицировано более 80 тысяч преступлений.

Многократные корректировки Кодекса были направлены не только на усиление ответственности за нарушения ПДД, но и введение принципиально новых правовых институтов. Пожалуй, наиболее знаковым из них стало внедрение в 2008 году фотовидеофиксации правонарушений. За относительно короткий срок количество автоматических комплексов, осуществляющих контроль за водителями, превысило 13 тысяч. В результате три четверти постановлений по делам о дорожных прегрешениях выносит компьютер. Сначала техника стала контролировать соблюдение скоростного режима, теперь же все большее распространение получают камеры, фиксирующие проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, нарушение правил расположения на проезжей части, непропуск пешехода на «зебре», движение по выделенной автобусной полосе, обочине и прочее. При всех известных минусах введение фотовидеофиксации кардинально повлияло на состояние аварийности как на отдельных участках улично-дорожной сети, так и в стране в целом, укрепляя в сознании участников движения принцип неотвратимости наказания.

В 2003-м году заработал закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Его до сих пор критикуют, и в основном справедливо, но значение этого законодательного акта для развития цивилизованных отношений на дороге переоценить трудно. Сам статус транспортного средства как источника повышенной опасности накладывает на его владельца обязанность возмещать ущерб, полученный в результате ДТП, независимо от наличия его вины и материального положения. В этом смысле закон об ОСАГО уравнивает шансы получить выплату за вред, причиненный как успешным бизнесменом, так и еле сводящим концы с концами студентом.

Вступивший в силу в 2003 году закон об ОСАГО многие критикуют до сих пор, но его влияние на снижение напряженности на дорогах трудно переоценить. Обязательное страхование уравняло водителей в правах и изменило ситуацию на трассах

Правила безопасности

Наконец, самый многострадальный в смысле нововведений документ – это Правила дорожного движения, количество модернизаций которого за последние 20 лет достигло пятидесяти! Далеко не все из этого непосредственно повлияло на атмосферу на дороге и безопасность движения, но ряд мер действительно можно считать судьбоносными. Например, введение в 2006-м и уточнение в 2016-м году обязанности использования для перевозки детей специальных удерживающих устройств. Упорядочение порядка проезда пешеходных переходов (последний раз в 2014-м году) тоже можно отнести к числу таковых. К слову, только за последние десять лет количество погибших пешеходов сократилось в два раза, детская смертность за этот период снизилась более чем на треть. Обязательное использование ближнего света фар днем (2010) и светоотражающих жилетов ночью сначала пешеходами (2014), а с недавних пор и водителями, вышедшими из машины вследствие вынужденной остановки, повышает информативность дорожного движения, что не может не сказаться на его безопасности.

Фиксировать нарушения с помощью камер массово стали в 2008 году. Количество комплексов фиксации стремительно увеличивалось и в настоящий момент три четверти постановлений о дорожных штрафах выносит компьютер

Все для водителей

Свою роль сыграли и мероприятия по наведению порядка в российской дорожной инфраструктуре. Принятие федеральных законов об автомобильных дорогах (2007) и об организации дорожного движения (2017), новые стандарты, вступившие в силу в 2006-м году, на дорожные знаки, разметку, светофоры и другие технические средства организации дорожного движения, позволили сделать отечественные дороги более качественными и безопасными.

Оглядываясь назад, можно вспомнить еще многое из того, что 20 лет назад казалось немыслимым. После «тяжелой продолжительной болезни» фактически умер техосмотр. Намного легче стало зарегистрировать машину, а снимать ее с учета теперь и вовсе не требуется. Госуслуги по регистрации, приему экзаменов и замене прав оказывают без привязки к месту жительства, что решило проблему многочасовых очередей. Записаться в ГИБДД, равно как и оплатить штраф можно не вставая с кровати. Допустимо незначительное количество алкоголя в дыхании. Платные парковки теперь не диковинка, а обыденность. Заметно больше порядка стало в ГИБДД: откровенное вымогательство сродни экзотике и информация о подобных случаях же разносится по всей стране через соцсети. Возвращаясь к тематике безопасности на дороге, нельзя не отметить, что эта работа была поставлена на системную основу еще в 2006 году, когда Правительством была принята первая федеральная целевая программа на период до 2012 года. В 2013-м ей на смену пришла новая программа, предусматривающая государственное финансирование соответствующих мероприятий до 2020 года. Наконец, в январе этого года Дмитрием Медведевым была утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018 – 2024 годы, целевые ориентиры которой более чем амбициозны: достижение к 2024 году социального риска не выше 4 погибших на 100 тысяч человек населения, а к 2030-му году – нулевой смертности. Нереальность этих цифр не вызывает сомнений даже у чиновников, однако позволяет сделать вывод о серьезности намерений.

Как штрафы влияют на число смертельных ДТП

Многие меры по снижению аварийности не нашли понимания у водителей, но дали результат – смертность сократилась вдвое по сравнению с пиковым 2003 годом

Число смертельных ДТП

Фото: courtyardpix, rosasto, spass/Fotolia.com; Volvo Car Corporation; Игорь Носов/ТАСС; Александр Саверкин/ТАСС; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из старых запасов Из старых запасов

Какие марки автомобилей сейчас наиболее востребованы на «вторичке»

АвтоМир
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Где есть Где есть

Где и чем вкусно кормят в Петербурге

СНОБ
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Как заниматься блогингом без проблем с законом Как заниматься блогингом без проблем с законом

Каких правил нужно придерживаться, если вы зарабатываете на блоге

Inc.
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин Покладистая жена и муж из деревни: как и зачем в Китае рекламируют русских женщин

Зачем китайцев все чаще стали подталкивать к бракам с иностранками

Forbes
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Техно реализм Техно реализм

К чему ведут нас гаджеты и как революция в коммуникациях влияет на творчество

Правила жизни
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Продавцы воздуха. Как бизнес экономит на потребителях и при чем тут шринкфляция Продавцы воздуха. Как бизнес экономит на потребителях и при чем тут шринкфляция

Где граница между маркетинговой хитростью и нарушением доверия покупателей?

Inc.
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
Против порчи и сглаза: как российский онколог лечит больных в Ираке Против порчи и сглаза: как российский онколог лечит больных в Ираке

Как онколог Денис Ларинов присоединился к международной миссии в Наджафе

Forbes
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Просто красота Просто красота

Дизайнер Кристиан Гранде — о творческом пути в яхтенном дизайне

Y Magazine
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах Превратить экранное время в деньги: как поколение альфа зарабатывает в смартфонах

Дети и подростки, которым исполняется около 15 лет, уже зарабатывают деньги

Forbes
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
«Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен «Не от хорошей жизни»: как поливоркинг стал трендом и чем он опасен

Как поливоркерам сохранить здоровье и продуктивность

Forbes
Открыть в приложении