Появятся ли в обозримом будущем на общественных дорогах беспилотные автомобили?

АвтоМирАвто

Техника

Глаз да глаз

Появятся ли в обозримом будущем на общественных дорогах беспилотные автомобили? Специалисты отвечают на этот вопрос по-разному, но над соответствующими технологиями и системами работают практически все фирмы. Основательно углубилась в эту наукоемкую нишу и компания Subaru, причем своим уникальным образом

Выезжая с дублера на основную трассу, водитель бросает взгляд налево и, убедившись в отсутствии приближающегося транспорта, жмет на газ. Но человек в машине спереди в последнюю секунду засомневался и резко ударил по тормозам… Громкий хлопок, на асфальт сыплются осколки дорогого стекла и пластика. Сколько таких «попутных» аварий происходит ежедневно? В одной лишь столице – десятки. Да, как правило, последствия подобных контактов не приводят к угрожающим жизни травмам, так – ссадины, ушибы, нервотрепка. Скорости-то не очень большие. Но случаются ситуации, последствия которых гораздо серьезнее. Наезд на внезапно выбежавшего на дорогу ребенка или опрометчиво выехавшего на «зебру» велосипедиста – даже большой стаж не всегда помогает увернуться от столь внезапного «подарка» или затормозить.

Поэтому все большее распространение страхующих водителя систем, помогающих, пусть даже путем непосредственного вмешательства в процесс управления, предотвратить аварию или снизить тяжесть ее последствий, можно только приветствовать. Жаль, что далеко не все наши соотечественники охотно соглашаются с этим утверждением, продолжая застегивать ремень безопасности, протянув его за спинкой кресла. Но в тех странах, где человеческую жизнь действительно считают наивысшей ценностью, люди предпочитают не сопротивляться тому новому, что делает их передвижение в автомобиле более комфортным и безопасным. Тем более, что это новое реально работает. Специалисты японского института исследования дорожно-транспортных происшествий и анализа данных выяснили на примере выпущенных в период с 2010 по 2014 год 10 000 автомобилей Subaru, что количество несчастных случаев с участием моделей, оснащенных системой EyeSight, оказалось на 61% меньше, чем без таковой. Разница, как не трудно заметить, огромная.

Под ветровым стеклом три оптических датчика. Но лишь два крайних принадлежат системе EyeSight. Средний измеряет уровень освещенности, чтобы в автоматическом режиме переключать ближний и дальний свет фар
Кнопки функций мониторинга линий разметки и антиаварийного экстренного торможения находятся на потолке рядом с блоком освещения салона

Очная ставка

Приведенные выше цифры касаются местного японского рынка, где система дебютировала на модели Legacy Lancaster еще в 1999 году. Называлась она тогда Active Driving Assist (ADA) и могла лишь предупреждать водителя об опасном приближении к пешеходам и транспортным средствам с помощью звуковых и световых сигналов. Не густо. Но кто в ту пору предлагал покупателям что-то более дееспособное? Никто. Так что инженеров Subaru можно смело считать пионерами в этой области. Мало того, использованная тогда оптическая технология распознавания объектов и расчета расстояния до них с помощью стереокамеры является ключевой до сих пор. Впрочем, могло быть и иначе…

Центральный монитор показывает, что все системы наблюдения приведены в боевую готовность. Обзор еще не 360 градусов, но почти
Запеленговав препятствие при движении задним ходом, система способна полностью остановить автомобиль на скорости до 14 км/ч

В восьмидесятые годы прошлого века инженеры Subaru успешно применяли специальные видеокамеры для лабораторных исследований процессов сгорания топлива в двигателе, даже не помышляя, что их опыт может когда-нибудь пригодиться при создании систем активной безопасности автомобиля. В то же самое время другая команда работала над ассистентами экстренного торможения на основе лазерных датчиков. Предложение руководства попробовать на роль детекторов стереокамеры эти ребята восприняли весьма скептически, ибо были полностью уверены в их низкой эффективности. Однако серия тестов наглядно продемонстрировала, что оптические датчики пусть и дороже, но быстрее распознают объекты, к тому же смотрят гораздо шире лазерных сенсоров, что очень актуально при смене траектории движения. Казалось бы, все вопросы были сняты. Но когда речь зашла о внедрении системы EyeSight второго поколения, маркетологи оказались против этой перспективы из-за относительной дороговизны опции. Сомневался на этот счет и руководитель отдела продаж японского рынка Яцуки Ешинага, но после нескольких пробных поездок остался в полном восторге. После чего доработанная система пошла в серию и была тепло встречена покупателями.

При опасном cближении EyeSight сначала подает звуковой и визуальный сигналы, потом «прихватывает» тормоза, и если водитель не предпринял никаких действий, приложит все усилия, чтобы остановить машину
Прицел на машине спереди означает, что активный круиз-контроль держит ситуацию под контролем. Если стереокамера обнаружит, что автомобиль часто меняет траекторию движения в пределах полосы, система предложит водителю остановиться и отдохнуть, расценив его действия как усталость

От простого к сложному

В 2013 году в Европе была представлена система EyeSight третьего поколения. И нынешней весной прибыла к нам вместе с кроссовером Subaru XV. Устройство и принцип ее действия не изменились – фиксация объектов происходит посредством двух установленных параллельно видеокамер. Накладывая одно изображение на другое, встроенный процессор вычисляет расстояние до препятствия и дает команду исполнительным механизмам. Теперь это не только звуковые и визуальные предупредительные сигналы. Определив опасное сближение с другим автомобилем, велосипедистом или пешеходом, система активирует тормоза и может полностью остановить машину на скорости до 50 км/ч. В ее силах «придушить» и тягу мотора, если в непосредственной близости со стенкой или чужим бампером водитель опрометчиво нажал на газ. Кроме того, выдерживая заданную дистанцию, EyeSight 3 обеспечивает комфортную работу активного круиз-контроля и чутко следит за разметкой, готовясь при произвольном пересечении ограничительных линий, самостоятельно вернуть машину в полосу. И это лишь несколько ключевых ее функций. Остальные, чтобы не перегружать монотонным перечислением всех достоинств системы, мы предпочли указать в подписях к иллюстрациям.

Если машина спереди тронулась, отъехала на три метра, а водитель Subaru продолжает стоять на месте, он получит вот такую напоминалку. Отличная функция для тех, кто рулит, уткнувшись носом в мобильник
Разные загрязнения на стекле снижают эффективность работы видеокамер. Поэтому для очистки обзора японцы сделали специальный омыватель на левом «дворнике»
Диапазон задаваемой скорости активного круиз-контроля: 30–180 км/ч. Водитель также может регулировать комфортную дистанцию до следующей впереди машины

Кстати, в новом комплексе EyeSight нашлась работенка и для ультразвуковых датчиков. На них возложена обязанность мониторинга пространства за кормой автомобиля для контроля «мертвых зон» и предотвращения столкновений при движении задним ходом. В планах компании Subaru создание системы кругового мониторинга – 360-degree safety. Ее появление станет важным компонентом беспилотного автомобиля. Хотя уже сегодня в режиме активного круиз-контроля кроссовер Subaru XV способен ехать без помощи водителя. Но только десять секунд. Наверняка мог бы и больше, но законы не позволяют.

В одной лишь Японии к концу 2013 года было продано 150 000 автомобилей Subaru c cистемой EyeSight

Текст: Андрей Титов
Фото: Иван Баринов, Subaru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наружные работы Наружные работы

В прошлом году американцы обновили свой флагман

АвтоМир
Самые красивые заповедники России Самые красивые заповедники России

Российские заповедники, отличающиеся необычайной красотой

ТехИнсайдер
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
А был ли княжич? А был ли княжич?

Соломония Сабурова, супруга князя Василия III, героиня таинственной истории

Дилетант
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Как заниматься блогингом без проблем с законом Как заниматься блогингом без проблем с законом

Каких правил нужно придерживаться, если вы зарабатываете на блоге

Inc.
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать Все, везде и сразу: почему после отпуска мы чувствуем себя еще более уставшими и что с этим делать

Как проявляется постотпускная усталость и что помогает вернуться в форму

Правила жизни
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете

История профессора Ливиу Либреску — это не просто рассказ о героизме

ТехИнсайдер
Многодетный капитал Многодетный капитал

Росту рождаемости помогут обновлённый маткапитал и сниженные ставки по ипотеке

Ведомости
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Chery Tiggo 7 Pro Max с пробегом 100 тыс. Владельцы — о поломках и бедах Chery Tiggo 7 Pro Max с пробегом 100 тыс. Владельцы — о поломках и бедах

Как Chery Tiggo 7 Pro Max переживает эксплуатацию и на что жалуются владельцы

РБК
На партийном вайбе На партийном вайбе

Оживлённые вожди и мемы: как партии завоёвывают молодёжь с помощью ИИ

Ведомости
Жидкий свет сымитировал черную дыру Жидкий свет сымитировал черную дыру

Как ученые заставили поток поляритонов вести себя подобно черной дыре

N+1
«Нет на свете страны, где нет магазинов» «Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

Монокль
В ответе за тех, в кого вложили В ответе за тех, в кого вложили

Новый кодекс ЦБ поможет институциональным инвесторам активнее влиять на компании

Ведомости
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности

Подборка фантастических романов о последствиях технического прогресса

ТехИнсайдер
Дача под боком Дача под боком

Идеи оформления балкона, которые перенесут тебя за город

Лиза
Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер Ответственность за три четверти ожидаемых случаев рака желудка возложили на хеликобактер

Хроническая инфекция хеликобактер служит основной причиной рака желудка

N+1
CAR-T-клетки получили прямо в организме четырех пациентов CAR-T-клетки получили прямо в организме четырех пациентов

Результаты испытаний технологии для получения противоопухолевых Т-лимфоцитов

N+1
Лечение изнутри: 5 продуктов, которые следует есть при солнечном ожоге Лечение изнутри: 5 продуктов, которые следует есть при солнечном ожоге

Какие продукты могут ускорить процесс заживления кожи при солнечном ожоге

ТехИнсайдер
Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом

Места, где за экологичное поведение туристы могут получить бонус

Forbes
Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира

Forbes
Открыть в приложении