Почти четыре года прошло с того момента, как заработал Федеральный закон N 67-ФЗ. С 1 января 2013 года он обязал перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами на всех видах общественного транспорта

АвтоМирАвто

Актуальная тема

Под защитой ОСГОП

Почти четыре года прошло с того момента, как заработал Федеральный закон N 67-ФЗ. С 1 января 2013 года он обязал перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами на всех видах общественного транспорта

Автобус, маршрутка, трамвай, самолет, поезд или паром... Какой бы вид транспорта вы сегодня не выбрали – ваши жизнь, здоровье и имущество должны быть застрахованы. Это обязательство регламентирует закон о страховании гражданской ответственности перевозчика, подписанный президентом еще 14 июня 2012 года. Тем не менее в России такой вид страхования большим спросом пока не пользуется. Как показывает практика, многие россияне до сих пор не знают о своем праве на получение страховой выплаты за травму в общественном транспорте.

– Ответственность перевозчиков перед пассажирами – это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. К сожалению, не все в России знают, что на каком бы из видов общественного транспорта вы не передвигались, вы априори обязаны быть застрахованы, – объясняет начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов. – Причем страховать и что оплачивать должны не вы. Перевозчик обязан самостоятельно застраховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами.

Кроме метро, в список исключений, на которые пока не распространяется закон об ОСГОП, попали школьные автобусы. Дело в том, что под контроль №67-ФЗ попадают только коммерческие виды пассажироперевозок. Финансово незащищенными остаются и некоторые другие категории пассажиров – сотрудники предприятий, перевозка которых осуществляется на транспорте, принадлежащем этим предприятиям, врачи и пациенты скорой помощи и т.д. От обязательного страхования гражданской ответственности также освобождены владельцы легковых такси

По данным Росстата, пассажирооборот транспорта общего пользования с января по сентябрь 2016 года составил 348,9 млрд. пассажиро-километров, из них 87,2 млрд. пришлось на автобусный транспорт. Однако именно на автодорогах и улицах аварии наиболее часты. Как сообщают в МВД России, за 9 месяцев было зафиксировано 125,6 тыс. ДТП, в которых 14,6 тыс. человек погибли, еще 159,9 тыс. человек были ранены.

По словам Валерия Карпова, в 90% случаев вред здоровью пассажиров общественного транспорта наносится в результате ДТП. Но получить травмы люди рискуют не только в авариях. Резкое торможение или неправильно закрытая дверь нередко приводят к печальным последствиям.

Приобрести обязан каждый

Полис ОСГОП должны иметь все индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются коммерческими перевозками пассажиров. При этом дальность маршрутов значения не имеет. Согласно закону об ОСГОП, именно перевозчик является страхователем и заключает договор обязательного страхования за свой счет. Чтобы проверить наличие страховки у перевозчика, есть несколько способов.

Во-первых, сделать это можно прямо из салона автобуса. Транспортная организация обязана заранее проинформировать пассажиров о том, где застрахована ее ответственность. Помимо наименования страховщика, должно быть указано место его нахождения, почтовый адрес, номер телефона, а также номер, дата заключения и срок действия договора страхования. Такие сведения обычно размещают в салонах транспортных средств, реже – на автобусных остановках или на оборотной стороне билетов. Если же перевозчик заранее об этом не позаботился, то для получения информации следует обратиться к водителю либо напрямую в транспортное предприятие.

Во-вторых, можно вбить регистрационный номер заинтересовавшей вас маршрутки или автобуса на сайте nsso.ru и тут же получить актуальную информацию.

– Если инициативные граждане обнаружат, что ответственность конкретного перевозчика не застрахована, то можно и нужно жаловаться в Национальный союз страховщиков ответственности и в Ространснадзор. Эти меры очень действенны, они дисциплинируют перевозчиков, – советует Карпов.

Как и любое другое нарушение, отсутствие полиса страхования влечет за собой санкции. Статьей 11.31 КоАП РФ определен штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. для юридических лиц. Кроме того, транспортной компании должны запретить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства.

Да и сэкономить на приобретении страховки недобросовестным перевозчикам скорее всего не удастся. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажиров перевозчика обяжут компенсировать из собственного бюджета причиненный потерпевшим вред на таких же условиях, на которых это бы сделал страховщик. Не заключивший договор ОСГОП перевозчик попадает в такое же положение, что и метро. – Метрополитен имеет особый статус в законе об ОСГОП. Являясь крупным перевозчиком, метрополитен не обязан заключать договор страхования. Однако в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира при наступлении страхового случая метрополитен обязан осуществить выплаты на тех же условиях, на которых их производят страховые компании, – комментирует президент ВСС, РСА и НССО Игорь Юргенс.

Меньше бумаг – выше компенсации

Преимущества закона об ОСГОП очевидны. Новый порядок расчета страховых компенсаций за ущерб жизни и здоровью, который стали применять с 2013 года для реализации законов об ОСОПО и ОСГОП, заметно увеличил средний размер выплат. Например, сумма выплаты за жизнь пассажира выросла до 2 млн 25 тыс. руб. Возмещение за вред здоровью, в зависимости от характера и тяжести полученных травм, может доходить до 2 млн. руб. При наличии множественных повреждений выплаты суммируются.

– В настоящее время уже около десяти тысяч потерпевших получили страховое возмещение. Средний размер выплаты составляет около 200 тыс. руб., – рассказывает Игорь Юргенс. – По итогам прошлого года были осуществлены страховые выплаты в размере 768,7 миллиона рублей. Из них 31% – в части причинения вреда жизни пассажира и 69% – в качестве компенсации за причинение вреда здоровью.

Закон об ОСГОП ориентирован в первую очередь на финансовую защиту жизни и здоровья пассажиров, а потому за повреждение имущества полагаются невысокие компенсации. Их лимит составляет всего 23 тыс. руб.

Другое важное преимущество закона – минимальный пакет документов, которые необходимы для получения страховой компенсации. Пострадавшему пассажиру не придется самостоятельно оплачивать лечение и собирать чеки, чтобы затем доказывать размер причиненного ему вреда. Достаточно предоставить в страховую компанию перевозчика пассажирский билет, копию паспорта, заявление на получение возмещения в произвольной форме, медицинское заключение с указанием предполагаемой продолжительности лечения, документ о ДТП (акт перевозчика или справку из ГИБДД) и реквизиты счета для перевода денег.

– Если вред причинен здоровью, то выплату можно получить даже до окончания лечения. Сам факт причинения такого вреда уже является основанием для достаточно серьезной выплаты, – рассказывает Валерий Карпов. – Например, сотрясение мозга. Это не самая тяжелая травма, но можно получить до 100 тыс. руб. За перелом руки, также в зависимости от тяжести – до 400 тыс. руб. Первая группа инвалидности – это 2 млн. руб.

Интересно, что наличие такой страховки практически неощутимо для пользователей общественного транспорта. Ее цена заранее включена в стоимость билета.

– Тарифы на разные виды транспорта отличаются. Минимальные и максимальные значения тарифа в зависимости от вида транспорта, осуществляемых перевозок и факторов, влияющих на степень риска, устанавливает Банк России, – говорит Игорь Юргенс. – При этом стоимость страховки в составе билета составляет не более 15 коп. для рейсового городского автобуса, порядка 35 коп. для маршрутного такси, 8 коп. для троллейбуса и 2 коп. для трамвая.

И все же закон об ОСГОП не лишен недостатков. Сегодня НССО активно сотрудничает с Минтрансом, Минфином и Банком России: страховщики готовят предложения по его совершенствованию. Одна из ключевых задач – расширить действие N 67-ФЗ на некоммерческие перевозки, метрополитен и работников перевозчика.

Недостатки есть

Гришкин Максим, заместитель начальника управления андеррайтинга по страхованию ответственности СК «Согласие»

Недостатки, безусловно, есть. Во-первых, под действия закона не подпадает множество видов перевозок. Например, так называемые «школьные автобусы». Хотя ДТП с потерпевшими может случиться при такой перевозке точно так же, как и при коммерческой перевозке на городском маршруте. Граждане, которые формально не подпадают под определение «пассажир», согласно действующему законодательству, никак не защищены от последствий аварии.

Во-вторых, под действие закона не подпадают работники страхователя (например, водители, кондукторы, контроллеры), жизни и здоровью которых в случае аварии может быть причинен вред.

В-третьих, в условиях инфляции необходимо увеличивать минимальные страховые суммы, установленные N 67-ФЗ. Например, сейчас минимальная страховая выплата по риску причинения вреда имуществу пассажира составляет 23 тыс. руб. (хотя только современный смартфон, который лежит в кармане пассажира, может стоить в несколько раз больше этой суммы).

В-четвертых, есть недостаток и в части определения стоимости договора ОСГОП для отдельных групп перевозчиков, на которых законодательством возложена обязанность отчитываться в Росстат о количестве перевезенных пассажиров. Некоторые недобросовестные компании пользуются отсутствием у страховщика возможности проверить предоставленные ему сведения о количестве перевезенных пассажиров и занижают стоимость полиса путем предоставления ложных сведений. Таким образом они необоснованно сокращают расходы на ОСГОП.

Мошенников разоблачили

Иван Чередниченко, ведущий эксперт управления страхования транспортных рисков «АльфаСтрахование»

Транспортные происшествия, к сожалению, случаются почти каждый день. Если потерпевший предоставил необходимый комплект документов, то есть подтвердил факты транспортного происшествия и причинения вреда, то страховщик производит выплату страхового возмещения в строго установленные законом сроки. У нас нет никакого «интереса» затягивать выплату, за это предусмотрены существенные санкции. Конечно, на рынке были отмечены и попытки мошенничества некоторых лжепотерпевших. В основном они пытались получить возмещение по «старым» травмам, не связанным с транспортными происшествиями. Все «герои» известны, ничем хорошим для них эти истории не закончились.

Есть еще один важный момент заботы о потерпевшем, который стоит знать всем пассажирам: в случае, если в районе места жительства выгодоприобретателя отсутствует филиал страховщика, заключившего договор обязательного страхования, потерпевший вправе подать заявление и документы любому другому страховщику, который является членом профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию ответственности – НССО. В случае возникновения вопросов потерпевший или выгодоприобретатель может обратиться за консультацией в союз.

Какие потребуются документы

Андрей Копыток, начальник управления страхования транспортных операторов СПАО «Ингосстрах»

По итогам 2015 года в СПАО «Ингосстрах» с заявлениями о выплате возмещения по закону об ОСГОП обратилось более 600 потерпевших. Общая сумма выплаты страхового возмещения за прошлый год составила порядка 91,5 млн. руб. За 9 месяцев этого года пассажирам были выплачены компенсации в размере 101,6 млн руб.

Для получения страхового возмещения потерпевшему необходимо обратиться в страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность перевозчика. В зависимости от происшествия, требуется представить следующие документы: заявление на выплату возмещения; документ, удостоверяющий личность потерпевшего; реквизиты для перечисления денежных средств; документы о дорожно-транспортном происшествии (акт перевозчика, справка из ГИБДД и прочее); документы из медицинского учреждения с указанием диагноза и продолжительности лечения. Выплата страхового возмещения в соответствии Федеральным законом от 14.06.2012 № 67-ФЗ производится в течение 30 календарных дней с даты получения страховщиком всех необходимых документов.

Текст: Ульяна Смирнова

Фото: Daria Filiminova, Dmitry Vereshchagin/Fotolia.com; Юрий Смитюк/ТАСС; Агентство городских новостей «Москва»

Реклама

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заходите, гости дорогие Заходите, гости дорогие

Транзитный потенциал России сильно недооценивается. Власти пытаются поправить ситуацию малыми силами. Однако этих усилий пока недостаточно.

АвтоМир
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Кино привезли Кино привезли

Сколько стоили импортные фильмы России

Деньги
Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы Не работает тачпад на ноутбуке: причины и способы решения проблемы

Что делать, если перестал работать тачпад на ноутбуке с Windows

CHIP
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Дрифт без правил Дрифт без правил

«Жига. На полной скорости»: каким получился фильм о дрифтинге в России?

Автопилот
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи Анатолий Шульев: Свойство таланта в том, чтобы преодолевать неудачи

Анатолий Шульев о смыслах, заложенных в спектакль о физике Льве Ландау

Ведомости
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых Как побороть тягу к еде: новое мнение ученых

Секрет победы над куском торта может заключаться в следующем… съесть этот кусок!

ТехИнсайдер
Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта Дела сердечные: как современный ритм жизни влияет на риск возникновения инфаркта

Какие привычки бьют по сердцу сильнее наследственности?

Правила жизни
«Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии «Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии

Река Куяхога: пожар, переключивший сознание целой нации

ТехИнсайдер
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Красота у аппарата Красота у аппарата

Что стало драйвером развития рынка косметологических услуг

Ведомости
Мгновенное производство в ВПК Мгновенное производство в ВПК

Сегодня в России активно развивается новый военно-промышленный комплекс

Ведомости
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия 31 млн машин. Как Китай завоевал мировой авторынок и при чем тут Россия

Как китайскому автопрому удалось добиться мирового господства

РБК
NASA обнаружило на Марсе «редкие сокровища», пролежавшие там миллиарды лет NASA обнаружило на Марсе «редкие сокровища», пролежавшие там миллиарды лет

Марсоход NASA обнаружил множество древних камней на краю кратера Езеро

Inc.
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Открыть в приложении