Как растет вывоз российской продукции пищепрома

АгроинвесторБизнес

Не только сырье

Как растет вывоз российской продукции пищепрома

Алена Белая

Курс на развитие экспорта продукции с добавленной стоимостью был задан президентом страны Владимиром Путиным несколько лет назад. С тех пор глобальной перестройки структуры поставок не произошло, однако некоторые сектора АПК действительно активизировали вывоз таких товаров. На дальней шее успешное завоевание мирового рынка могут рассчитывать мясная, молочная, масложировая, кондитерская отрасли и производители напитков.

Сельское хозяйство планомерно уходит от исключительно зернового экспорта, доля поставок продукции с высокой добавленной стоимостью растет, говорил весной министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев. В 2020 году удалось добиться существенной прибавки по этой категории. Так, по данным «Агроэкспорта», вывоз продукции пищевой и перерабатывающей промышленности увеличился по отношению к показателю 2019-го более чем на 15% до $4,5 млрд. Расширяется и география поставок: например, российское мороженое появилось уже в 35 странах, а российский мед — в 29.

Особенности номенклатуры

Объем российского экспорта за 2012–2020 годы рос в среднем в номинальном выражении на 5% в год, информирует начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Самые высокие темпы роста были в группах «мясо», «живой скот», «масличные», а самые низкие — в категориях «молочная продукция», «яйца» и «алкоголь». В структуре вывоза на сельскохозяйственное сырье (группы 1–15 ТН ВЭД) в прошлом году пришлось 77% от общей стоимости экспорта, а в 2012-м было 75%. «Конечно, можно считать мясо (код 02), растительное масло (15-й код) или муку (входит в 11) тоже продукцией с высокой добавленной стоимостью, хотя по номенклатуре это все-таки сырье», — поясняет эксперт.

Несмотря на трудности международной торговли в 2020 году, в целом почти по всем продуктам с добавленной стоимостью можно отметить положительную динамику за последние пять лет, комментирует партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. Если выделять отдельные товары, то стоит отметить рост объемов по поставкам замороженной свинины (код ТН ВЭД 0203) и мяса КРС (код ТН ВЭД 0202). Однако среди лидеров по увеличению отгрузок по-прежнему сырье — пшеница и кукуруза.

И все же наиболее перспективными позициями для экспорта сейчас являются продукты пищевой промышленности (мороженое, масла, кондитерские изделия, продукция глубокой переработки зерновых), полагает эксперт. За счет высокого качества и низких логистических затрат российские товары смогут выиграть конкуренцию за европейский рынок у азиатских компаний, уверена она. Экспорт мороженого и продукции кондитерской отрасли направлен в основном на страны СНГ, где не хватает собственных мощностей для производства. При снижении внутренних цен на мясо птицы объемы экспорта данного вида продукта также могут увеличиться.

«Я достаточно скептически отношусь к перспективам активного наращивания поставок за рубеж готовой продукции пищевой промышленности, для мировой торговли это нехарактерно», — акцентирует внимание Дарья Снитко. По данным Comtrade, в глобальном экспорте из 100% связанных с мясом продуктов на готовые продукты из мяса приходится всего 24%. Поинтереснее выглядит структура торговли злаками и продукцией из них — доля готовых продуктов (преимущественно кондитерская продукция) здесь занимает около 42%. Однако сырье все еще составляет основу экспорта (см. график слева). По мнению эксперта, это объясняется прежде всего логистикой: транспортировать готовую переработанную продукцию обычно требуется в специальных условиях (рефрижераторы, например), часто это мелкие упаковки, а везти воздух нерентабельно. Также многие страны стараются стимулировать локализацию конечных стадий переработки, в которых формируется добавленная стоимость. Особенно это критично для развивающихся стран, а именно они являются реципиентами продуктового экспорта на глобальном уровне, аргументирует Снитко. Поддерживать в рамках процедур по продвижению российской продукции за рубежом готовую продукцию, конечно, необходимо, но важнее и эффективнее не ограничивать процесс расширения географии экспорта сырья, уверена она. Например, для пшеницы, где еще есть огромный потенциал роста на больших рынках Алжира, Индонезии.

По большинству товаров рентабельность экспортных продаж выше, чем реализации на внутреннем рынке, благодаря более высоким ценам, отмечает Инна Гольфанд. Так, например, экспортная стоимость кетчупов и соусов больше локальной примерно на 27%, водки — на 38%, мороженой рыбы — на 45%, а кормовой муки — на 10%. Если же дукции с добавленной стоимостью и сырья, то первая выигрывает не всегда, добавляет Снитко. Ключевой вопрос тут, откуда эта стоимость возникает. «Вижу несколько вариантов: очень дешевое по сравнению со страной-импортером исходное сырье, экспорт которого ограничен или запрещен — например растительное масло в случае действия пошлин на вывозные масличные — либо инновационная технология — редкий в пищевом бизнесе пример, концентраты соевого белка, — говорит она. — Еще вариант — уникальный бренд — тот же российский шоколад „Аленка“, но в данном случае требуется аккуратная защита торговых марок от копирования, а в ряде случаев производство под брендом все равно переезжает в страну-импортер».

Доля готовой продукции в глобальном экспорте

Масла, жиры и соусы

Самым массовым экспортируемым сельхозпродуктом с высокой добавленной стоимостью является растительное масло. И его вывоз из России будет ежегодно увеличиваться, уверен исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Кроме того, отечественные компании активно вывозят за рубеж продукты из сои и рапса. В 2021 году объем всей реализованной за рубеж масложировой продукции может составить $6 млрд, а к 2030-му отрасль намерена достичь обновленного показателя федерального проекта «Экспорт продукции АПК» в $8,6 млрд.

Поскольку отрасль является экспортоориентированной, цены внутри страны формируются в зависимости от мировой конъюнктуры. Поэтому для переработчика с экономической точки зрения неважно, на какой рынок отправится его продукция, его маржинальность от этого не изменится, утверждает эксперт. «Понимая, что объемы внутреннего потребления производители масложировой продукции обеспечили, они активно развивают экспорт», — говорит он.

Несмотря на увеличение поставок продуктов переработки масличных, вывоз сырья также растет. Отгрузки сои за рубеж с 2017 года выросли почти втрое (с 520 тыс. до 1406 тыс. т), рапса — в 3,5 раза (со 199 тыс. до 725 тыс. т). Внешняя торговля подсолнечником расширилась с 94 тыс. т в 2018 году до 1380 тыс. т в 2020-м. Однако введение экспортных пошлин в 2021-м, очевидно, резко сократит вывоз сырья в пользу продукции переработки.

В масложировой отрасли давно и надежно ключевое место в экспорте занимают масло и шрот, и даже при низких пошлинах речь не шла об активных поставках сырья, если говорить о подсолнечнике, обращает внимание гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. «У сои и рапса своя история, они имеют специфику — соевые бобы вывозятся с Дальнего Востока, где переработка развита недостаточно, в первую очередь в Китай, а рапс отправляется на перерабатывающие предприятия в Беларусь и другие страны Таможенного союза, масло же из них внутри России не так востребовано и производится не в таких объемах, как подсолнечное», — поясняет он.

Основная доля экспортной выручки «Эфко» приходится на масла и специализированные жиры. Доля жиров, маргаринов, соусов, то есть всего того, что относится к верхнему переделу, в экспортной выручке составляет около 15%. Компания работает на внешних рынках уже более 20 лет. В прошлом году совокупный вывоз превысил 1 млн т в натуральном выражении и $650 млн — в денежном. Это 35% от всей выручки и рекордный показатель для нашей компании, сообщает гендиректор «Эфко» Евгений Ляшенко. «Основной рост выручки пришелся на последние несколько лет, важную роль в этом сыграли меры, реализуемые в рамках национального проекта „Международная кооперация и экспорт“, — рассказывает он. — Увеличение объемов производства масличных в России и реализованный в свое время нашей компанией инфраструктурный инвестиционный проект по созданию глубоководного маслоналивного терминала на Тамани позволили нам занять лидирующие позиции в экспорте масложировой продукции». Сейчас «Эфко» поставляет продукцию более чем в 50 стран мира: основной объем — в Индию, Китай, Иран, Турцию и страны СНГ, но большие перспективы холдинг видит в увеличении отгрузок в страны Ближнего Востока и Северной Африки.

В ближайшей перспективе к экспортной корзине группы может добавиться растительное мясо. «Рынок находится в стадии становления и, согласно нашим экспертным прогнозам, является очень перспективным, — подчеркивает топ-менеджер. — С учетом агроклиматических условий Россия вполне может занять от 5 до 10% мирового рынка в этом сегменте, а это порядка $10 млрд».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вещи на века Вещи на века

«Дедушкин» пиджак и стоптанные ботинки – апофеоз аристократизма!

Playboy
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Самые красивые заповедники России Самые красивые заповедники России

Российские заповедники, отличающиеся необычайной красотой

ТехИнсайдер
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват

Действительно ли от нейросетей исходят серьезные угрозы?

Forbes
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Пять вещей, которые категорически нельзя оставлять в машине в жару Пять вещей, которые категорически нельзя оставлять в машине в жару

Какие оставленные в автомобиле вещи в жаркую погоду могут быть фатальными

РБК
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Техно реализм Техно реализм

К чему ведут нас гаджеты и как революция в коммуникациях влияет на творчество

Правила жизни
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика

Чем опасно бесконтрольное применение космецевтики?

Forbes
Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези

Самые значимые экранизации «Алисы»: как каждая из них отражает свое время

Правила жизни
Гадюка попыталась проглотить зайчонка в десять раз тяжелее себя Гадюка попыталась проглотить зайчонка в десять раз тяжелее себя

Некоторые змеи способны целиком проглатывать добычу, которая очень велика

N+1
Город, которому нужно 20 лет Город, которому нужно 20 лет

У Саратова есть потенциал, но ему не хватает времени

Weekend
«Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками «Дешевый» клиент почти всегда сложнее «дорогого»: как работать с придирчивыми заказчиками

Как сразу определить, что клиент сложный, а когда лучше отказаться от проекта?

Inc.
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Открыть в приложении