Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

АгроинвесторБизнес

Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление этого понятия

Галина Денисова

Название

Документ, который определит, что такое фермерская продукция, может быть принят в России уже в ближайшее время. Законопроект также будет предусматривать ряд мер поддержки малых форм хозяйствования, в том числе те, которые будут помогать решать проблему со сбытом товаров. Эксперты положительно оценивают инициативу, однако подчеркивают: чтобы она работала именно так, как задумано, поддерживала небольшие хозяйства, а не создала им дополнительные сложности, нужно учесть множество сопутствующих факторов.

В российском законодательстве появится понятие «фермерская продукция». В октябре Минсельхоз поддержал законопроект, который будет его определять. Фермерской будет считаться сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.

«Сейчас фермерская продукция реализуется через сельхозпотребкооперацию, собственные точки продаж или интернетагрегаторы и маркетплейсы, — напоминает представитель Минсельхоза. — Также важен традиционный канал сбыта — ярмарки выходного дня, которые проводятся на регулярной основе во всех регионах страны». Принятие документа будет способствовать развитию малых форм хозяйствования и поможет продавать фермерскую продукцию и в торговых сетях, считают в ведомстве.

Эксперт, работавший над законопроектом, академик РАН, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова Александр Петриков поясняет, что основная задача документа — повышение товарности малых форм хозяйствования. «Пока что их товарность заметно уступает таковой у крупных сельскохозяйственных организаций, а тем более агрохолдингов», — констатирует он. Так, по данным Росстата, в 2020 году (последний год предоставления данных) товарность производства картофеля в сельхозорганизациях была 71,5 %, в КФХ — 58,5 %, в хозяйствах населения — 15,9 %, товарность овощей — 83,6 %, 76,1 %,14,9 % соответственно, а молока — 95,9 %, 73,6 %, 37,5 %. И если низкий уровень товарности ЛПХ еще можно объяснить их потребительской направленностью, то фермерских предприятий — почти исключительно затрудненным доступом к рынкам, утверждает эксперт.

Помимо прочего, в рамках новой инициативы планируется развивать инфраструктуру для реализации фермерской продукции. В частности, будут созданы единые требования и правила работы агрегаторов таких товаров. Устанавливать их должно правительство, а утверждать порядок заключения соглашения и его формы — региональные власти. Основными видами деятельности агрегаторов будут закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Альтернативный путь до прилавка

С реализацией продукции небольшим хозяйствам, особенно ЛПХ и начинающим фермерам, помогают кооперативные объединения. Технолог кооператива «Юлдуз» (Татарстан) Гульназ Щукина рассказывает, что Чутеевское сельское поселение (где и был основан кооператив) лидирует в Кайбицком районе по численности КРС и коров в частном секторе. В каждом дворе двух сел, входящих в поселение, держат скот, в том числе по 5–15 коров. «Если сбор молока у населения ведется успешно, то с реализацией мяса всегда были проблемы», — отмечает она. В собственности одного из местных КФХ есть убойный цех, вокруг него и объединились производители. Мощность модульного завода по переработке мяса составляет 500 кг/сутки.

Кооператив существует пятый год, сейчас в нем около 300 пайщиков. «Проблем со сбытом теперь у нас нет, наоборот — есть необходимость наращивать производство, чтобы закрывать полную мощность предприятия, — говорит Щукина. — Из собственного сырья выпускаем мясные полуфабрикаты, колбасы, копчения, которые реализуем через магазины района и на сельхозярмарках в Казани». Вся продукция кооператива сертифицирована, в том числе по стандарту «Халяль».

У сельхозкооператива «Бураевское мясо» (Башкортостан) есть собственные фирменные магазины в Бураево и в Уфе. Однако, по словам председателя объединения Рамиля Зарипова, чтобы наладить сбыт, пришлось пройти довольно большой путь, многому научиться. Зато теперь кооператив даже зарегистрировал свой бренд «Бураевский фермер». «Мы каждый год наращиваем производство, и все равно спрос опережает предложение», — уверяет руководитель. Кооператив выпускает до 100 т в год готовой мясной продукции — около 60 наименований полуфабрикатов из своего сырья (в том числе халяль). Есть и собственная выпечка. Также объединение помогает другим кооперативам и фермерам с реализацией их товаров — молочной продукции, яиц. Некоторые поставляют свою продукцию в магазины «Бураевского фермера» из других районов республики. Такое сотрудничество взаимовыгодно — магазин расширяет ассортимент, а фермер решает проблему со сбытом. «Главное — зарекомендовать себя, стать узнаваемыми, и тогда, если продукт вкусный и качественный, проблем не будет», — считает Зарипов.

Еще один способ довести продукт до потребителя — агротуризм. Хозяйство Никиты Россова, фермера из Иркутской области (ферма и сыроварня «Милаша», производит 26 видов сыра), в прошлом году произвело около 6 т сыра. «Основной наш канал сбыта — агротуризм, — делится он. — К нам приезжают автобусы с гостями, мы угощаем их разными видами продукции, и понравившиеся сыры они могут приобрести. Сейчас мы работаем над расширением мощностей, поскольку все распродается и текущих объемов начинает не хватать». При этом глава хозяйства признает, что на полке супермаркета у его продукции было бы мало шансов, ведь основная часть потребителей просто выберет то, что дешевле, и конкурировать с холдингами в этом плане фермерам сложно.

О том, что у крупных компаний больше возможностей сделать ниже цены на свои товары, говорят многие мелкие сельхозпроизводители. Агрохолдинги могут компенсировать затраты за счет объема выпуска продукции или других видов бизнеса, а также сокращать издержки благодаря крупным оптовым покупкам всех средств производства. Для малых форм хозяйств это невозможно. Стоимость фермерских продуктов часто получается выше, чем продукции крупных игроков. Фермер же завоевывает покупателя вкусом и качеством.

«Наша точка развития — эмоциональный маркетинг, возможность в рамках экскурсии на предприятие в интересной форме рассказать о том, что мы делаем и как, — отмечает директор по коммуникациям «Био-Хутор Петровский» (Ростовская область) Дарья Соловьева. — Мы показываем гостям свои продукты, рассказываем о них, тем самым формируя узнаваемость и спрос». Хотя для компании любого формата присутствие в федеральной сети — серьезная точка роста, признает она. Раньше продукция хозяйства продавалась только в магазинах экопродукции, и клиентам приходилось ее искать. По мере развития бизнеса «Био-Хутор Петровский» зашел в крупные гипермаркеты — «Ашан», «Лента», «Магнит-гипер». Однако «магазины у дома» (например, «Пятерочка») пока еще остаются недоступными для предприятия. «Небольшим хозяйствам сложно пробиться в такие сети, — обращает внимание Соловьева. — Например, одна из серьезных проблем — логистика, возможность самостоятельно доставить свою продукцию в короткое время большому числу магазинов есть далеко не у всех фермерских хозяйств (просто нет такого количества транспорта)».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Русагро» переработает рапс в Кузбассе «Русагро» переработает рапс в Кузбассе

На будущем предприятии ГК «Русагро» планируется перерабатывать 1 млн т рапса

Агроинвестор
Мужчина хранил древний метеорит, думая, что это камень с золотом! Интересная история Мужчина хранил древний метеорит, думая, что это камень с золотом! Интересная история

Лишь годы спустя австралиец раскрыл тайну своей очень прочной находки

ТехИнсайдер
Чтобы деньги работали Чтобы деньги работали

Как и зачем нужно формировать финансовую культуру?

Деньги
Дима Лорен: «Не надо меня копировать!» Дима Лорен: «Не надо меня копировать!»

Автор мегахитов — о сонграйтерах, главной проблеме авторов песен и успехе

ЖАРА Magazine
22.11.63, 12:30 22.11.63, 12:30

Последние дни жизни Джона Кеннеди изучены буквально до минуты

Дилетант
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Ателье как хобби и не только Ателье как хобби и не только

К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

Монокль
Уи, шеф! Уи, шеф!

Сверхпопулярный светский спот — морское бистро Crevette

Собака.ru
Научная фантастика Поднебесной: с каких книг начать читать Лю Цысиня Научная фантастика Поднебесной: с каких книг начать читать Лю Цысиня

С каких произведений начать знакомиться с великим китайским фантастом Лю Цысинем

ТехИнсайдер
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
Архитектурная основа Архитектурная основа

Нестандартная двухуровневая квартира в стиле минимализм

Идеи Вашего Дома
Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х Памяти автора «Бандитского Петербурга»: в чем секрет успеха сериалов о 1990-х

Чем был знаменит Андрей Константинов и как он создавал «Бандитский Петербург»

Psychologies
Маршрут перестроен Маршрут перестроен

Самые красивые и необычные места России

Grazia
Токсичная родня Токсичная родня

Как распознать токсичных родственников и что с ними делать

Лиза
Шуба, золото, икра: почему тренд Slavic Girl захватил соцсети и как сделать его модным Шуба, золото, икра: почему тренд Slavic Girl захватил соцсети и как сделать его модным

Почему западные блогеры переодеваются в пушистые шубы и меховые шапки?

Правила жизни
Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет Наука о моржевании: действительно ли купание в ледяной воде укрепляет иммунитет

К моржеванию и даже окунанию в прорубь необходимо готовиться сильно заранее

ТехИнсайдер
Будьте как дети Будьте как дети

Как проживать праздники по-настоящему и зачем каждому нужен маленький карнавал

Seasons of life
Опередивший время Опередивший время

Посадка «Бурана» — наивысший триумф советского космического проекта

Монокль
Ора экзакта Ора экзакта

Электричество бьется в наши сердца и в новом китайском электромобиле

Автопилот
Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены

Нино Шаматава собирает архивную коллекцию-ресерч на Петровском бульваре

Собака.ru
ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам» ANNA ASTI: «Я не привыкла к наградам»

ANNA ASTI о выборе песни для своего репертуара, собаках и главном в шоу-бизнесе

ЖАРА Magazine
Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет Фазовый переход. Как изменился подход к воспитанию детей за последние 30 лет

Чем дети перестройки отличаются от современных

СНОБ
С какого возраста можно пить кофе детям и подросткам: нормы кофеина С какого возраста можно пить кофе детям и подросткам: нормы кофеина

Можно ли детям кофе и, если да, то с какого возраста

РБК
Как справиться с разрывом дружбы: 6 советов Как справиться с разрывом дружбы: 6 советов

Как отгоревать завершение дружеских отношений

Psychologies
Пока живу — эволюционирую Пока живу — эволюционирую

Может ли эволюционировать организм, все гены которого необходимы для жизни?

Знание – сила
Исключение из правил: какая женщина на Руси сама могла выбрать мужа Исключение из правил: какая женщина на Руси сама могла выбрать мужа

Могла ли женщина на Руси выбрать себе мужа, или это не более чем миф?

VOICE
Друзья человека: как психология помогает нам находить контакт с животными Друзья человека: как психология помогает нам находить контакт с животными

Почему между зверем и человеком больше общего, чем кажется

Psychologies
Ужасная красавица Ужасная красавица

Плотный облачный покров долго скрывал от людей настоящий характер этой планеты

ТехИнсайдер
Тайна перевернутой птицы Тайна перевернутой птицы

Народы Междуречья обладали своей уникальной и неповторимой письменностью

Зеркало Мира
Открыть в приложении