Шалва Амонашвили и Артём Соловейчик о возрасте, памяти, учителях и учениках

Afternoon Seasons of lifeРепортаж

Увидимся летом в Бушети!

Педагоги, авторы книг и учебников, сторонники гуманной педагогики Шалва Амонашвили и Артём Соловейчик встретились, чтобы поговорить о возрасте, памяти, учителях и учениках. Одному из них в день встречи исполнилось 34 000 дней, другому — 64 года. Seasons Afternoon стал свидетелем этого разговора. Встреча состоялась 8 апреля 2024 года.

Разговор записала Светлана Чесновицкая

Артём Соловейчик: Дорогой Шалва Александрович, здравствуйте! Рад встрече! Коллеги из Seasons Afternoon предложили поговорить нам о второй половине жизни, о том, как ее проживать комфортно, гармонично, насыщенно. Тут какая-то ошибка! Я это с улыбкой говорю. Потому что ни вы, Шалва Александрович, ни я еще не перешли во вторую половину жизни. Мы можем только наперед об этом рассуждать, мы еще живем первую, правда? Но подумать, как мы будем жить дальше… Почему бы не поговорить, да?

Шалва Амонашвили: Артём, ты молодой. Я тоже считаю себя молодым, но сегодня, 8 апреля, в день затмения, мне исполнилось 34 000 дней от рождения.

А. С.: Ничего себе! Ну вот, я так не считал, но посчитаю. Шалва Александрович, у меня есть ясное ощущение, что возраст — это очень важная история, но его не существует, если человек остается в деле, если он решает задачи, которые еще не решены, если он продолжает быть в этом движении. Так жили мои отец с мамой, бабушка, дедушки — включенно в жизнь.

Жизнь может быть долгой — много лет, а может быть короткой. По-разному складывается, и разницы нет. Мой брат Матвей прожил невозможно мало, он ушел из жизни после тяжелой болезни в 36 лет, это было на моих глазах. Он был на 18 лет младше меня. То есть я уже служил на флоте, когда Матвей родился. Он уходил красиво, смело, не жалуясь ни на что, ни на какие боли. В этом смысле нет такой темы — кто сколько прожил. Но есть другая тема. И вот про это я хотел поговорить: что для вас это — другое?

Ш. А.: Ты мыслишь глубоко и анализируешь вещи тонко. Действительно, жизнь не такое уж легкое дело, и самое главное во всей твоей жизни, будет тебе 30, 40 лет или 93, как мне, — остаться человеком. Научиться быть человеком и остаться им, знать о том, что ты рождаешься, рождаешься, и этому нет конца — этим твоим личным рождениям.

Мой дорогой и любимый Артём, меня часто спрашивают: «Как вы преуспели, что дожили до такого возраста?» Как будто я единственный, кто дожил до 93 лет! Как будто нет в мире людей, которые жили даже до 200 лет, а то и больше. Это, может, наше будущее, но дело в другом. Вот ты рассказываешь, что был моряком, а море рождает иного человека — с широкими взглядами, чувствами, переживаниями, опасностями и смелостью. Я не был моряком в море. Но я выношу кое-какие мудрости из своей жизни. И что я хотел бы сказать тебе? Как никак, ты очень молод по сравнению со мною. Ты как мой сын, и поэтому, может быть, сыну иногда можно что-то советовать.

Вот первая мудрость. Ты же знал Валерию Гивиевну, мою любимую жену. Мы прожили вместе 50 лет. Три месяца не хватило, а то бы я тебя пригласил в Бушети на нашу золотую свадьбу. Но за три месяца до нашего юбилея она ушла из жизни. Первое, что я познал, — это то, что она в этот момент ухода рождалась. Поэтому я провожал ее без грусти. Больно было мне, конечно, но я знал, куда она возвращается, и какие существа стоят рядом, помогают ей разнять цепь между телом и духом. И она методично принимала все эти наставления и в конце концов оторвалась от земной жизни. Вот это первая мудрость.

Вторая мудрость. Я очень любил свою жену, но после ухода я пересмотрел всю нашу жизнь — от первых дней до последних. И я увидел, как иногда мы ссорились, дулись друг на друга, обижали друг друга. И в эти периоды недоразумений мы как будто отдалялись друг от друга. Конечно, как эта резинка натягивалась, так потом возвращала нас обратно, но мы расходились на это время (на день или неделю). Мы были как будто чужими, мы в это время не обогащали друг друга, как будто недолюбливали друг друга.

Не скажу, что это было вечно, нет. Я посчитал — примерно полтора десятка таких случаев за всю жизнь, но мне стало очень больно. Ведь именно в эти периоды я мог ее любить — обнимать, уважать, целовать, дарить, шалить, творить. Не надо цепляться за жизнь, жить надо играючи. Вот какая мудрость у меня: человек не имеет права откладывать любовь на потом. Хоть на минуту. Если любишь, люби сейчас, здесь и в том качестве, как ты его или ее любишь. И эта грусть осталась.

А. С. А какой возраст вашей жизни вам дороже других, Шалва Александрович?

Ш. А. Календарно мне 93, но по сути в каком возрасте я сейчас? Мне трудно сказать. Иногда мне хочется вернуться к себе 27-летнему. И тогда, чтобы этот возраст пережить снова, я еду в Тбилиси. Пройтись по проспекту Руставели взад-вперед, взад-вперед несколько раз и смотреть на небо, на эти высокие деревья, в которых луна застряла, и находиться в возрасте, когда оглядываешься на красивую девушку. Вот этот возраст во мне существует. И я думаю, не будь таких возрастов во мне, я давно ушел бы из жизни.

Я проживаю иногда себя тридцатилетнего, иногда сорокалетнего, иду снова из Главлита уничтоженный, как тогда, когда цензура не разрешила печатать мои учебники для начальных классов. И вдруг там, перед моим домом — а мой дом и типография стояли друг напротив друга, — выходит старый человек. Я его сразу узнал, он тоже меня узнал, подходит, говорит: «Ты Шалико, да?» Я говорю: «Да, дядя Вассу, Шалико». — «Ты уже дипломатом стал?» — потому что я держал дипломат с рукописью. — «Нет, дядя Вассу, я дипломатом не стал, я учитель». — «И в чем твоя проблема?» — «Вот я иду из Главлита, а там запретили мне печатать материалы. А сейчас август, если не успеют, у детей не будет новых учебников, а эксперимент сорвется». — «Ооо, — сказал он, — без Главлита не смей ничего печатать. Это опасно», — сказал он. А потом начал хвалить моего отца, мы попрощались. Я обернулся, ухожу, и вдруг он зовет: «Подожди, подойди ко мне. А в дипломате программа твоя?» Я говорю: «Да». — «Дай мне, а ну-ка открой». — Открыл. — «Ага, и это восемь книг. Когда тебе нужно?» Я говорю: «До сентября». — «Через неделю приходи сюда же, вечером».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рабочий, колхозница и граненый стакан Рабочий, колхозница и граненый стакан

Вера Мухина создала главный советский памятник и культовую советскую посуду

Правила жизни
Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
Домашний оазис Домашний оазис

Утонченный современный интерьер по мотивам ар-деко

SALON-Interior
Стратегия успеха Стратегия успеха

Эффективные способы побороть застенчивость и стать увереннее в себе

Лиза
Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет Базальтовые бусины в невесомости подтвердили вклад трибоэлектричества в формирование планет

Зачем ученые отправили в суборбитальный полет кучку базальтовых бусин

N+1
Ниша серийного аддитивного производства свободна Ниша серийного аддитивного производства свободна

Как неверное представление об аддитивных технологиях тормозит их внедрение

Монокль
Дружба среднего возраста Дружба среднего возраста

Размышляем, где взять новых друзей человеку, перешагнувшему 45-летний рубеж

Afternoon Seasons of life
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз на протяжении столетий средневековые фрески собора в городе Анже

ТехИнсайдер
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1» Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1»

Как безопасно доставить через пол-континента вождя народов, боящегося летать

ТехИнсайдер
Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века Новая модель показала, что Арктика освободится от летнего льда к середине века

Что повлечет за собой таяние береговых льдов в Арктике?

ТехИнсайдер
Восток VS Запад Восток VS Запад

Сравним отношение к радостям жизни на Востоке и Западе!

Лиза
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен

Что такое тест СМИЛ и как его проходить правильно

РБК
Муравьи запомнили запах своих врагов Муравьи запомнили запах своих врагов

Черные садовые муравьи запоминают своих сородичей из других колоний после стычек

N+1
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Вернись, денежка! Вернись, денежка!

Как жертве мошенников добиться возврата украденного

Лиза
Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир

Палеогенетики прочитали ДНК четырех человек на памятнике Лепенски-Вир

N+1
Блокада Ленинграда: призраки войны на улицах города Блокада Ленинграда: призраки войны на улицах города

Пронзительные коллажи Сергея Ларенкова в годовщину снятия блокады Ленинграда

Maxim
Что о вас может сказать ваша толерантность к остроте, и как ее повысить Что о вас может сказать ваша толерантность к остроте, и как ее повысить

Почему острое может быть полезным и как повысить свою переносимость остроты?

ТехИнсайдер
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
Почему средиземноморская диета так полезна для нас Почему средиземноморская диета так полезна для нас

Как простые изменения в вашем рационе могут стать путем к улучшению здоровья

ТехИнсайдер
Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь Полина — единственная дочь Сергея Супонева из «Зова джунглей»: как сложилась ее жизнь

Чем занимается дочь Сергея Супонева и почему она не стала заменой отцу

Maxim
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Новая жизнь биткоина Новая жизнь биткоина

Почему государства проявляют все больше интереса к криптовалютам?

Монокль
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов

Как «эффект Микеланджело» учит поддерживать друг друга на пути к самореализации

ТехИнсайдер
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам Эффект сеульского красавца: почему актеры и певцы из Кореи так нравятся девушкам

Почему актеры и певцы из Кореи так привлекательны для женщин?

Psychologies
Открыть в приложении