История одного выпуска журфака МГУ 1960 года

Afternoon Seasons of lifeРепортаж

Курсовая

Текст Ольга Сергеева

Встреча с актрисой Татьяной Самойловой на факультете, конец 1950-х

Этот выпуск журфака МГУ получил дипломы в 1960 году. Это они, второкурсники, в 1956 году читали выдержки из тайного доклада Хрущева на ХХ партсъезде «О культе личности и его последствиях», они верили в свободу и социализм с человеческим лицом, они ехали на Целину, танцевали рок-н-ролл, стояли ночами за билетами на концерт Вана Клиберна, они меняли сам голос, интонацию страны, они были теми, кого позже назовут шестидесятниками. Газеты и журналы, радио и телевидение — 200 человек разлетелись по всему Советскому Союзу.

Журфак МГУ (сейчас – здание ИСАА), 16-я аудитория, «Последний звонок»

В следующий раз всем курсом они встретятся через 20 лет. И встречи станут ежегодными. На этом курсе учился мой папа, Станислав Викторович Сергеев, и кого‑то из его университетских друзей я помню с детства, но с большинством встретилась, когда папа стал брать меня, тогда еще студентку журфака, на встречи со своими однокурсниками. Несколько лет назад папа вместе с двумя товарищами, философом и политологом Григорием Водолазовым и историком Владимиром Хоросом, придумал и выпустил книгу воспоминаний «Курсовая работа», в которой встретились все — и живые, и ушедшие студенты того курса. Папы не стало в ноябре 2020 года, в компьютере остались новые воспоминания, которые он начал собирать сразу после выхода первого издания книги. Вместе с сыном папиной подруги Елены Львовны Павловой мы занялись вторым изданием «Курсовой». И еще — продолжили собирать курс. Теперь мы встречаемся дважды в году: на день рождения Московского университета 25 января и на день факультета в первую пятницу июня.

С папой, Станиславом Викторовичем Сергеевым
Возле главного здания МГУ на Ленинских горах

На выпускном они были похожи на голливудских звезд, а на субботниках были обычными ребятами
Станислав Сергеев,
через несколько
лет он придет
работать в самую
прогрессивную
газету
страны —
«Известия».

Получилось, что папа оставил мне в наследство целый сонм своих друзей, они и родители, и друзья, и учителя. Каждая наша встреча — как будто поездка на синем троллейбусе, который летит от журфака МГУ до места нашего сегодняшнего сбора. Под ним проносится жизнь этого курса и страны, рождаются и вырастают дети, появляются внуки и седина. Они приходят на встречу, сегодняшние. И пленка начинает откручиваться назад. Троллейбус мчит их в 1955 год, на Моховую, и вот они молодеют, веселеют, сыпят шутками, читают стихи, поют, обнимаются. Я немножко зайцем еду с ними по этому маршруту. И каждый раз думаю: надо снять фильм, сохранить голоса, редчайшее отношение друг к другу и к общему прошлому, которое продолжается в настоящем. В начале лета, после очередной встречи, решилась. Мы запустили краудфандинг на платформе Planeta.ru, а в конце лета отсняли все интервью. Работа над фильмом «Курсовая работа» идет параллельно со сбором денег, премьера, надеюсь, состоится 25 января. Впереди монтаж, а пока я читаю расшифровки интервью и в совершенно разных историях и судьбах вылавливаю общее, рифмы, черты поколения шестидесятников.

Григорий Водолазов

Философ, политолог

Я бы не стал называть наш курс «легендарным». Легендарным было время. Легендарными были истоки, которые сформировали наше поколение.

Во-первых, мы дети войны. И навсегда в памяти — дробная поступь проходящих за окнами, отправляющихся на фронт батальонов, с их возвышенно-прекрасными и грозными песнями: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…». И — трагически-взволнованный по радио левитановский голос: «Граждане! Воздушная тревога!» И сразу же гаснут огни улиц, квартир домов. И — протяжный вой сирен, и — мечущиеся по темному московскому небу лучи прожекторов. И вскоре — постепенно приближающийся вал самолетного гула, и — громовые разрывы, и — дрожание стен и оконных стекол… Отцы — на фронте, матери трудятся не покладая рук. И все тяготы военного времени ложатся и на наши детские плечи. Мы росли маленькими мужчинами, в дружеском единстве с товарищами, друзьями, со всей страной. Вот это чувство родственности с ближайшими людьми и со страной в целом — оно с детства прививалось нам.

Второй исток — это Октябрьская революция. Мы воспитывались на ней. Наш герой — Павка Корчагин, мы были романтиками и идеалистами. Мы еще не знали крови и жестокости революции, но верили в ее главную справедливость. Мы часто вспоминали слова французского революционера Лустало: «Правители кажутся вам великими только потому, что вы стоите на коленях. Встаньте с колен!» Вот это «встаньте с колен» было девизом и нашей революции. И стало нашим жизненным принципом.

ХХ съезд партии — третий исток. Февраль 1956-го года, мы на первом курсе. Многие наши ребята — из семей «врагов народа». И вот представьте — с нас снимают эти оковы, мы нормальные люди среди других нормальных людей. Это было освобождение.

И четвертый исток — русская культура. Мы были воспитаны на Пушкине, Лермонтове, Радищеве, Чернышевском, Чехове, Толстом. Наши профессора: А. В. Западов, В. А. Архипов, В. А. Ковалев, М. М. Кузнецов — подпитывали эту любовь. Мы ценили это Пушкинское начало в литературе, мы равнялись на товарищество, которое было в Царскосельском лицее. Наш курс был один из немногих на факультете, который стал регулярно, подобно лицеистам, собираться в определенный день.

Целину, степи на границе с Казахстаном, стали осваивать после войны

После ХХ съезда появилась надежда, что дни бюрократии сочтены, с нас начнется обновление страны, только надо «поднажать». Закончив университет, мы оказались в самой сердцевине шестидесятничества. Определяющие слова этого движения — гуманизм, человечность, демократия. Меня и нескольких моих товарищей с курса (Стаса Сергеева, Виктора Веселовского, а потом Андрюшу Золотова, Свету Юрчик) пригласили на работу в «Известия», ежедневную газету, которую возглавил молодой журналист Алексей Аджубей. Да, ему благоприятствовало то, что он был зятем Никиты Сергеевича Хрущева, но можно быть зятем и — обывателем. А он сделал газету экстра-класса, смелую, яркую, живую. До Аджубея тираж был 200 тысяч, а вырос до 18 миллионов. За ней стояли огромные очереди в киоски по всей стране. И вот мы, 20-летние, пришли в эти легендарные «Известия» на Пушкинскую площадь. Я проработал там три года и видел, как начала (увы!) подмораживаться «оттепель», порожденная ХХ съездом, как в нового бесконтрольного бюрократического идола превращался Хрущев, как «бронзовел» Аджубей, как испарялась народность аджубеевских «Известий». Мне захотелось во всем этом разобраться, и я ушел в аспирантуру МГУ.

Первая после выпуска коллективная встреча курса, 1980 год

Надежды чередовались с разочарованиями. Эти настроения отразились в моем юбилейном стихотворном послании нашей однокурснице Лидочке Аксеновой (Графовой), журналистке и правозащитнице, награжденной орденом Андрея Первозванного. Послании, которое, однако, заканчивалось на присущей нам всегда оптимистической ноте. Вот оно.

Памяти этой – просто, ну, сверхцена.
Проступает сквозь легкий ее ажур:
На углу Моховой и Герцена –
Нашей Юности знак – Факжур.

Позади уже Сталины, Берии.
И хотя им вернуться неймется…
Но мы-то с тобою верили:
С нас начнется!

С нас – хоть ты на Лубянке там тресни.
С нас – хоть будет нажим их лих.
Но с нас начнется вольная песня,
С нас начнется свободный стих.
Но бежали за днями дни,
И мрачнели подчас наши лики:
Мы болотных гнилушек огни
Принимали за солнца блики.

Все ж тащили свои мы вериги
По грязи заболоченных рек.
Вон на полках стоят мои Книги,
Твой Журнал «ХХI век».

Я-то знаю, что скажешь ты
В ответ на потомков упреки:
Слишком были большие мечты,
Слишком малыми были сроки.

Ну, а всё ж не сбылось ничего –
Ни надежды наши, ни чаянья.
Согласись же, что есть от чего
Впасть, черт возьми, в отчаянье.

Но бывают, друзья, чудеса:
И средь этого хаоса идиотского
Мы поднимем еще паруса
Лермонтова и Высоцкого.

Так подымем бокалы,
Содвинем их разом.
За парус Надежды!

Г. Г. Водолазов

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу Уйти туда, не знаю куда: почему 30-летние бросают успешный бизнес и ставят карьеру на паузу

«Уйти в никуда» — новый черный среди миллениалов

Forbes
Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”» Фрэнсис Форд Коппола: «Я хотел сделать фильм, про который никто не мог бы сказать: “Нет, так нельзя!”»

Что для Фрэнсиса Форда Копполы значит его фильм «Мегалополис»

Правила жизни
Легкое дыхание Легкое дыхание

Почему обычная простуда может перейти в бронхит или даже пневмонию

Лиза
Вытравливание буллинга Вытравливание буллинга

Что такое службы медиации и как они помогут справиться с травлей в школах

Ведомости
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников 5 фактов о насилии, которые мы узнали из интервью Саши Сулим с жертвами домашних насильников

Пять фактов о домашнем насилии, которые важно знать каждому

Psychologies
Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка» Городское фэнтези в российской провинции: Елена Волынцева, Наталья Копейкина «Неваляшка»

Отрывок из городского фэнтези в российской провинции «Неваляшки»

СНОБ
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Вредные советы счастливой семье Вредные советы счастливой семье

Как прожить в браке пятьдесят лет и не пожалеть о нем?

Afternoon Seasons of life
Как Тимоти Шаламе не превратился в тарантула — «Боб Дилан. Никому не известный» Как Тимоти Шаламе не превратился в тарантула — «Боб Дилан. Никому не известный»

Каким получился (и каким не получился) «Никому не известный»

СНОБ
Вар и Арминий Вар и Арминий

Полководцы, столкнувшиеся в Тевтобургском лесу, были разными во всем

Дилетант
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
«Происхождение вкусов: Как любовь к еде сделала нас людьми» «Происхождение вкусов: Как любовь к еде сделала нас людьми»

Как мозг запоминает и классифицирует запахи

N+1
Как мотивировать зумеров к обучению и развитию: советы психолога Как мотивировать зумеров к обучению и развитию: советы психолога

Как найти общий язык с зумерами, детьми и молодыми коллегами?

Psychologies
50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения 50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения

О чем спросить человека, чтобы действительно узнать его лучше?

Psychologies
Йога для двоих Йога для двоих

Йога для двоих – идеальный способ провести время вместе

Лиза
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Тактильное искусство Тактильное искусство

Где искать интересную мебель и каким материалам отдать предпочтение в интерьере?

СНОБ
Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов Что такое «эффект Микеланджело» в психологии отношений? Узнайте факт и совет от психологов

Как «эффект Микеланджело» учит поддерживать друг друга на пути к самореализации

ТехИнсайдер
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
Роботы в поиске розеток Роботы в поиске розеток

Генеративному искусственному интеллекту грозит дефицит электричества

Ведомости
В каком ухе шумит В каком ухе шумит

Болезнь совершенно безобидная? Врачи предупреждают: с детским отитом шутки плохи

Лиза
Рецепт ее молодости Рецепт ее молодости

Когда мне было 12 лет, по телевизору показали фильм «Рецепт ее молодости»

Afternoon Seasons of life
«Надо видеть следующую вершину» «Надо видеть следующую вершину»

Чем схожи покорение горных вершин и ведение бизнеса?

Ведомости
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Как папа Карло Как папа Карло

Как химик-технолог и редактор Men's Health пришел к жизни, наполненной смыслом

Afternoon Seasons of life
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч Good Day Today. До свидания, Дэвид Линч

Дэвид Линч был человеком без возраста и с особым чувством юмора

СНОБ
Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова Алексей Олейников: Хочу расследовать «Смерть чиновника» Чехова

Писатель Алексей Олейников — об историческом детективе и антропологии

СНОБ
Открыть в приложении